НЕФТЬ-ГАЗ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА
На главную >>


Теперь на нашем сайте можно за 5 минут создать свежий реферат или доклад

Скачать книгу целиком можно на сайте: www.nglib.ru.

Предложения в тексте с термином "Слои"

от культурной элиты в широкие слои общества или же, наоборот, от народных низов — в высшие слои.

Такое понимание сильно сужает культуру, отсекая от нее мировоззренческие ориентации широких слоев населения, находящие выражение в религии и идеологии, соционормативные компоненты, такие, как политическая и правовая культура, мораль, а также специфическую познавательную систему науки.

В культуре вырабатывается отношение к хозяйству со стороны общества в целом и его различных социальных слоев.

Если психология учитывает состояния и движения малых групп, временных объединений, толпы или индивидов, то культура определяет характер социальных слоев,этнических или национальных групп или цивилизаций на протяжении более длительных периодов времени.

Впрочем, в культурологическом контексте нравы могут обозначать более подвижный, изменчивый и не уходящий далеко в прошлое слой нормативного поведения, подверженный дифференциации в зависимости от социальной среды, психологического состояния тех или иных слоев, исторической ситуации и т.

Под интересом или потребностью обычно понимаются социально обусловленные влечения, связанные с социально-экономическим положением различных слоев, групп или индивидов, и в этом случае остальные ценности («идеалы») — лишь отвлеченное отражение интересов.

Эта тенденция проникает и в другие слои, которые могут испытывать удовлетворение от приобщения к престижному расточительству.

— и складывается устойчивый образ жизни, обеспечивающий умеренное благосостояние для широких слоев населения, доступные цели и средства реализации этих целей.

Впрочем, взамен искорененной бороды особым предметом попечения мужчин из высших слоев стали бакенбарды и усы.

Идеология — источник заблуждений или отражение социальных потребностей и интересов различных общностей, слоев и групп населения?

Религия утратила свою прежнюю монополию на объяснение природной и социальной реальности, перестала быть всеобщим мировоззрением, институтом, интегрирующим различные слои.

Сторонники второго направления рассматривают идеологию как отражение социальных потребностей и интересов различных слоев, движений и партий.

В результате формальное или прямо лицемерное провозглашение духовных ценностей может отражать корыстный классовый интерес привилегированных слоев.

Насаждаемая идеологией господствующая система ценностей создает механизм внедрения установок, отвечающий общим целям высших слоев, обосновывая их активность и право на приоритет.

Соответственно, эта система обеспечивает конформное поведение подчиненных слоев, внушает им уступчивость, принятие навязываемых укладов жизни.

Социалистическая идеология в России, провозгласившая свободы, право на землю и власть Советов, привела к гражданской войне, утверждению тоталитарного режима, ликвидировавшего все реальные свободы как различных социальных слоев, так и различных народов государства.

Идея ощутимо опережает социальную практику широких социальных слоев, усугубляя разрыв двух уровней сознания: обыденного (массового) и идеологического.

Трудность для западноевропейской терминологии состояла уже в том, что «идентичность» и «личность» были заимствованы из социальной психологии, где они успешно применялись для определения внутренней определенности и самосознания личности, а также этических, религиозных, социальных, половых, возрастных и профессиональных слоев и групп.

(^Культурные нормы и смыслы оформляют как место каждого социального слоя или группы, так и дистанцию, разделяющую эти слои.

чни и гума нитарных знаниях, против выскочек из других слоев, потребовали и от нуворишей мер по культурному самосовершенствованию.

Во всяком обществе, хотя и в разной степени, часть производства направлена на выпуск товаров престижного потребления, основная функция которых — офор млять разряды и градации в социальной структуре, выделять правящие классы, аристократию, средние и низ шие слои.

В частности, в этой социологии многое было сделано, чтобы показать связь политических или культурных явлений, религии или идеологии с интересами различных социальных слоев и классов.

История культуры стран Запада также изображалась как «борьба феодальной и демократической»^ а затем «буржуазной и демократической» культур, причем классовой ограниченности господствующей культуры всегда противостояла демократическая тенденция, неизменно связанная с отстаиванием интересов трудящихся слоев.

Сократилась сфера влияния социо-логизаторского подхода, сторонники которого рассматривали духовные процессы как функцию социального положения различных слоев населения.

Пересмотру подвергся и исторический материализм, так как обнаружилось, что духовные факторы оказываются самостоятельно действующими, политика отнюдь не сводится к обеспечению интересов различных социальных слоев, а история отнюдь не уходит в прошлое с изменением обстоятельств.

Социальное различие между культурой господствующих классов и трудящихся слоев было еще в первой половине XX в.

Состоятельные слои обладают и своей малой культурой, существующей наряду с высокой.

Предполагается, что такая власть регулирует взаимодействие локальных культур различных регионов, местностей и субкультур различных социальных слоев.

Проводя идею единства интересов, «взаимодополняемости» разных слоев и групп, националистические идеологи стараются замаскирювать процессы социального отчуждения.

Более того, сам национализм превращается в средство создания новой иерархии, в которой привилегированные слои, выступающие от имени национального единства, преследуют свои собственные интересы и навязывают свою волю слоям, оказавшимся «в стороне».

При изложении конкретного материала в учебнике проводится сопоставительный анализ культур Запада и Востока, особое внимание уделяется России, чтобы раскрыть применение принципов культурологии к проблемам нашей страны и тем самым содействовать пониманию механизмов взаимодействия различных национальных культур и социальных слоев,особенности национального и цивилизационного устроения российского общества во взаимодействии с другими культурами.

Она объясняет социальное содержание, принципы и структуру духовной деятельности, воздействие культурных факторов на экономическую актив ность и политику, на типы социальной организации, место различных слоев и классов в духовной жизни общества, уровни и типы организации духовной жизни и т.

Носителями тенденций обновления и модернизации выступают активные слои, не находящие себе приемлемого места в прежней системе отношений и типах деятельности.

В ходе идеологической борьбы происходит отбор тех или иных вариантов культурного достояния, отвечающего интересам тех или иных социальных слоев и движений.

Новые формы существования, приводившие к обогащению социальной жизни и культуры, не затрагивают огромных слоев населения.

Институт всегда представляет собой ряд компонентов: а) некоторую внутренне слаженную систему функций, закрепленных предписаниями (нормы, уставы), оправдывающими данный институт и соотносящими его с другими сферами; б) материальные средства (здания, финансы, оборудование), обеспечивающие деятельность данного института; в) носителей (кадры), вербуемых в соответствии с принципами, соотнесенными с целями данного института (служители культа, различные слои интеллигенции).

На духовный институт ложится задача не только сохранения и поддержания первоначального учения, но и гораздо более грандиозное дело его развития с тем, чтобы оно отвечало потребностям цивилизованного устроения, а соответственно запросам других элит и широких слоев населения, различных социальных групп.

Борьба против всякого рода бюрократических или идейных ограничений за свободу художника от всего, что сковывает его творчество, и за доступ широких слоев населения к продуктам художественного и интеллектуального творчества — постоянный факт истории культуры.

Более умеренный, узкий характер имеют и направления этой деятельности, среди которых обычно присутствуют следующие: — поддержка творчества и создание условий для творческой свободы; — защита национальной культуры и языка в мире расширяющихся международных коммуникаций и контактов; — создание возможностей для вовлечения различных слоев населения, особенно детей и юношества, в творчески активную жизнь в зависимости от их способностей и склонностей; — противостояние негативному воздействию коммерциализации в сфере культуры; — способствование административной децентрализации в сфере культуры; — способствование развитию региональных культур и местных центров; — обеспечение сохранению культуры прошлого; — способствование новаторству и обновлению культуры; — способствование налаживанию взаимодействия и взаимопонимания между различными культурными группами внутри страны и межгосударственному взаимодей

Осуществление демократизации культуры, обеспечение участия всех слоев населения в культурной жиз-ни общества.

Существуют определенные противоречия между участием государства и большого бизнеса в поддержании культуры, возникающие в силу того обстоятельства, что государство все же отражает более широкие общественные интересы, чем отдельные слои и группы бизнеса, и поэтому может действовать в ущерб отдельным слоям и группам буржуазии (например, оказывая предпочтение не «атлантическим» штатам, а дальнему Западу или южному штату Техас).

В современных странах развитого капитализма различные слои бизнеса, а также сеть филантропических учреждений берут на себя определенную долю участия и регуляции культурной сферы.

Немаловажно и то, что, идя навстречу творческим пожеланиям культурной элиты, большой бизнес ослабляет критику в свой адрес со стороны радикально настроенной творческой интеллигенции, а удовлетворяя потребности в «массовых идолах» и навязывая эти потребности, адаптирует широкие слои населения к функционированию в условиях массового общества.

22-902 просы, ориентации и вкусы различных социальных слоев.

В ней четко очерчивались различные идеологические позиции — как крайне консервативных, либеральных и радикальных слоев буржуазии, так и рабочего класса.

По существу, это было столкновение между демократической и консервативной тенденциями по проблемам, затрагивающим положение широких слоев населения, так как практически в каждой семье подрастают дети, чье будущее в той или иной степени зависит от уровня и характера полученного образования.

Праздник — часть организованной; и предустановленной жизни общества, классов, слоев и групп, форма регуляции их деятельности.

Вместе с тем популяризаторская работа призвана растолковать «высокоумные» и сложные произведения и открытия, донести их до массового читателя, публики, до широких слоев населения.

Показать роль культуры во взаимодействии различных общностей и социальных слоев: этнических групп и наций, трудящихся и собственнических классов, половозрастных и расовых групп.

Определить характер перемен, совершающихся в культуре различных социальных слоев города и деревни, общества в целом, связь этих перемен с процессами, происходящими в политической и производственно-хозяйственной деятельности.

Конечно, и эти источники не могут отвергаться, так как и они выражают некоторые существенные стороны жизни общества, но отнюдь не исчерпывая их и не перекрывая значения «низких истин» и обыденных ориентации различных слоев и групп населения.

Идеология — источник заблуждений или отражение социальных потребностей и интересов различных общностей, слоев и групп населения?

Отсюда и присущее им ожидание того, что рост грамотности народных масс, увеличение досуга, распространение книг и доступных произведений искусства обеспечит приобщение широких слоев народа к культурным ценностям.

Однако в широком смысле просветительство — неотъемлемая характеристика всякой сложной культуры, поскольку для ее поддержания необходим как длительный процесс приобщения новых поколений, так и распространение культуры на более широкие слои города и деревни, внедрение тех нормативных принципов и идей,через которые общественное сознание осваивает процесс своей саморегуляции.

В ходе увлечения просветительствюм незападные общества (в Азии, Африке и Латинской Америке) перенимали те идеи прогресса, гражданских свобод, принципы политической саморегуляции, научного мировоззрения и распространения светского образования, которые было принято считать основой благосостояния широких слоев населения.

различных слоев, групп и индивидов.

Однако существует влиятельное направление в изучении культуры, которое объясняет ее функции лишь с точки зрения конкретной целесообразности, отвечающей интересам тех или иных социальных слоев и среды.

Принцип «бытие определяет сознание» использовался для разоблачения «иллюзий»- или «внешних форм», за которыми скрываются лишь частные интересы господствующих классов либо прогрессивные устремления угнетенных слоев, но также подверженные историческим изменениям При таком подходе к творчеству создание каждого мастера или художественное направление оцениваются с позиций принадлежности к тому или иному слою как выражение его «психоидеологии»

Особое внимание в марксистских исследованиях уделялось влиянию клас совых факторов на общественную мысль, борьбе трудящихся масс и передовых слоев за социальный прогресс.




Главный редактор проекта: Мавлютов Р.Р.
oglib@mail.ru