НЕФТЬ-ГАЗ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА
На главную >>


Теперь на нашем сайте можно за 5 минут создать свежий реферат или доклад

Скачать книгу целиком можно на сайте: www.nglib.ru.

Предложения в тексте с термином "Смысл"

Так, нравственный или политический выбор (при голосовании) может оказаться немотивированным в силу того, что субъект действовал по привычке, без особого смысла, не придавая особенного значения своему поступку или голосованию.

Но и на каждом уровне человек находит в культуре нечто большее, чем то, что необходимо включить в производственную деятельность в самом широком смысле.

Поэтому, в частности, неосновательны рассуждения о кризисе или исчерпанности культуры, упадке творчества, если под этим подразумевается снижение статуса сложившейся классической или признанной культуры с присущими ей смыслами и, конечно, с соответствующими институтами.

В ходе общественно полезной деятельности создаются и сохраняются, поддерживаются и распространяются те нормы и ценности, знания и смыслы, которые обеспечивают процесс функционирования общества в целом.

Что значит «быть культурным человеком», «понимать произведения культуры» и «знать принципы функционирования культуры», каковы различия этих смыслов?

«Вживание в смысл» и социологический анализ произведений культуры и ее процессов.

Именно в рамках духовного производства формируются те принципы, нормы, смыслы и ценности, которыми располагает общество для самой разнообразной деятельности — будь то хозяйственная, политическая, рекреативная, игровая, «искусство для искусства» или же антисоциальная, девиантная либо криминальная, если общественно признанные ценности и смыслы не внедрились в достаточной степени в ткань социальных отношений и в обществе постоянно проявляются силы разлада, выводящие различные группы населения за рамки общественно оправданных ориентации.

НОРМЫ, ЦЕННОСТИ, СМЫСЛЫ И ЗНАЧЕНИЯ

Значения (смыслы) как элемент культуры.

«Объективные* значения и «внутренние» смыслы человеческого бытия.

Теперь «в миру» стало значить только «среди людей», а культура охватила то значимое начало в человеке и вокруг него, которое не существует само по себе, от природы, а появляется благодаря труду человека,его разуму и его деятельности в самом широком смысле.

Такого рода переоценка сделала необходимым изучение важных составных частей процесса социализации человека к своему окружению и адаптации ценностей, смыслов и образов высокой культуры к восприятию публики.

«оповседневнивания» нововведений, учений, пророчеств, индивидуальных мировоззрений, новых смыслов истории и т.

Синонимом для термина «значения» выступает слово «смыслы».

Впрочем, они не могут считаться полностью синонимичными в силу того, что «смысл» обычно связывается с субъективным пониманием культурных средств, что и является предметом гуманитарного культуроведения,в отличие от рассмотрения объективированного «значения» культурных компонентов в системе культурной регуляции.

Если «смысл» обозначает отношение знака (или выражения) к «своему предмету», его «смысловое содержание», то «значение» скорее раскрывает соотношение культурных компонентов (норм, ценностей, знаний) с другими средствами социальной регуляции*.

Таким образом, значения фиксируют смыслы самых разнообразных предметов, свойств и сторон жизни общества.

Уже на ранних этапах человеческой истории выделяется особая категория людей, которые профессионально заняты воспроизведением, поддержанием и обновлением культурных норм, ценностей и смыслов.

Мифологическая организация культурных смыслов.

Эта сущность связана с духовным производством, в ходе которого создаются, поддерживаются, распространяются и осваиваются нормы, ценности, смыслы и знания,— что и составляет исходный комплекс элементов культуры.

Заявление Ницше о том, что «Бог умер», имело смысл только в рамках христианского менталитета.

Религии в той или иной степени связаны с духовной жизнью общества в целом: не только с конечными смыслами бытия (вопросами жизни и смерти), но и с регуляцией повседневного поведения.

В этом мы можем видеть ее отличие от собственно мифологии, которая, как мы видели, производит «горизонтальное» упорядочивание норм и смыслов, создавая мифоэпическую систем)' их взаимодействия.

Для мировой религии прежние ценности либо приобретают прямо негативный смысл, либо отодвигаются на задний план и подчиняются новому принципу.

Конечно, в религиозных функциях заключался и содержался и собственно социально-классовый смысл.

Идеология отвечает на вопрос о смысле общественной и индивидуальной жизни, хотя содержание этого ответа весьма различно в религиозных, националистических, социальных вариантах идейных конструкций.

Хотя богатство и ранги имеют смысл в обеих сферах, они резко различаются своей направленностью — социальной или антисоциальной.

Уже на данном этапе может возникнуть вопрос о том, какой же смысл имеет столь частое и напряженное обращение культуры, в том числе художественной культуры, к проблеме и теме преступления и насилия, и притом далеко не всегда, чтобы явно осудить эти ненормативные формы поведения.

Создавая мир «вторичной реальности», искусство становится для человека источником жизненного опыта, специально организованного, продуманного и оцененного с точки зрения подлинных смыслов и ценностей.

Поэтому в структуре духовных отношений оно осуществляет важные функции формирования характера, внедрения норм и ценностей, смыслов и знаний, необходимых для полноценной жизни общества Как к влиятельному средству духовного воздействия к искусству обращаются и остальные средства социальной регуляции: и мифология, и религия, и политика, и идеология не могут обойтись без тех средств выразительности и убеждения, которыми располагает искусство.

Догматизация как средство упорядочивания и защиты комплекса сакральных смыслов и знаний.

Очевидно, что такое антропологическое понимание культуры принципиально отличается от придаваемого ей смысла как сферы только подлинно высокой духовности, противопоставленной всему обыденному, практическому и хозяйственному.

Необходимо аналитически подходить к этим сферам, чтобы выявлять их духовный смысл и те социокультурные факторы, без которых ни экономика, ни политика не могут полноценно функционировать.

Функция производства новых смыслов, норм, ценностей, знаний и духовное творчество

В этом смысле культура «память» общества, кладовая накопленного им опыта, хранительница времени, упорядочивающего этот опыт.

В ней сохраняются лишь значительные события, придающие смысл истории данного общества.

Длительное время письменная культура хранила лишь наиболее важные знания и смыслы, имевшие сакральный статус.

Поэтому получают смысл и термины «национальные традиции» или «религиозные традиции», которые, во-первых, отражают сложившуюся специфику духовной жизни, а во-вторых, обеспечивают устойчивость каких-то сфер духовной регуляции.

Нередко в эти определения вкладывается прямо экзистенциальный смысл, который должен выразить сущностные характеристики бытия, но который с трудом поддается аналитическому определению, необходимому для социальной теории.

(^Культурные нормы и смыслы оформляют как место каждого социального слоя или группы, так и дистанцию, разделяющую эти слои.

В значительной степени культура предстает как сфера особого внимания того гуманитарного культуроведения, которое обеспечивает глубокое понимание внутренних смыслов творений культуры, содержащихся в них образов и смыслов, фор мы и стиля.

Раскрытие образного и понятийного смысла классических текстов или современных произведений, предметов старого и нового искусства, ритуалов и форм поведения, значения научных открытий и накопленной информации — непременное условие адекватной ориентации членов общества в окружающем мире.

Вживание во внутренний смысл произведений культуры, освоение информации как знания об объективных условиях деятельности необходимы каждому образованному человеку, а в современном обществе образование имеет все население, хотя и в разной степени.

Если нет условности, нет и игры, как только игра приобретает практический характер, она утрачивает свой смысл.

Для гуманитарного культуроведения главное -- раскрыть тот внутренний смысл мифа, представления, художественного произведения, акта творчества или его восприятия критиками или публикой, что и составляет признанное содержание общественного сознания.

, получающие лишь мифологическое (или псевдонаучное) объяснение и отвергаемые с точки зрения здравого смысла, могут оказаться функциональными, так как несут в себе способность отвечать какому-то жизненно важному интересу или потребности человека или группы.

Устойчивость внутреннего мира личности не зависит от каких-либо внешних авторитетов, так как в себе самом индивид находит те безусловные принципы, которые помогают ему выстоять в любых обстоятельствах и придать им смысл, опираясь на собственное суждение, руководствуясь чувством ответственности в отлажива-нии своей деятельности.

Поэтому в этих науках отдельные факты и явления не имеют научной ценности, а выступают лишь как лишенные индивидуальной специфики примеры общих понятий, из которых и складывается концепция, сообщающая аналитический смысл фактам и объединяющая их со множеством других*.

— французское правительство вводит законы, запрещающие чрезмерное использование иностранных терминов или выражений, их введение, если существует французское слово, имеющее тот же смысл.

Но помимо этого история фиксируется в культурном достоянии -— нормах, знаниях, ориентациях, верованиях, смыслах, обычаях.

Социологический смысл понятия «традиция»: способ передачи элементов культуры на основе имеющихся образцов.

Диффузия как распространение культуры в географическом территориальном или социальном смысле.

Сакрализация социалистического строя и его культуры дополнялась утопией построения коммунизма,в котором культура и должна была обрести свою подлинную и окончательную реализацию, а человек — как полноценный носитель я созидатель ценностей, смыслов, идеалов и знаний — сравняться в своем всемогуществе с Богом, а значит, и заменить его.

Культурный застой как состояние длительной неизменности и повторяемости норм, ценностей, смыслов и знаний, как приверженность общества неизменным традициям и резкое ограничение или запрет нововведений.

Это не всегда удобный термин для социологического анализа, прежде всего потому, что слишком часто употребляется в идеологическом смысле для специально заданной критики каких-то тенденций в культуре или складывающейся в ней ситуации, оцениваемой как недопустимая.

Но этот термин приобретает смысл при указании на напряженные поиски решения возникших в обществе противоречий.

Новые элементы вводятся через переосмысление исторического наследия или придание нового смысла привычным традициям, а также через заимствование извне.

В процессе профессионального изучения культуры прошлого возникает представление, что именно в компетентном и основательном изыскании, в обстоятельном описании прошлых достижений культуры и можно обрести смысл достигнутого.

Ценности и смыслы, воплощенные в памятниках прошлого, несомненно, становятся важным фактором новой культуры.

При этом они должны не только сохраняться, но и воспроизводиться, вновь и вновь раскрывая свой смысл для новых поколений, что требует соответствующей интерпретации этого смысла.

Такое отношение к культурному наследию выражают многие религиозные деятели, а нередко и светские деятели культуры, которые полагают необходимым обеспечить поддержание привычных смыслов, норм и ценностей, сложившихся к данному поколению, прививать этому поколению почитание непререкаемых ценностей прошлого.

Уже на ранних этапах своего становления социологический подход к культуре формировался как позитивная наука, способствующая раскрытию смысла реальных фактов действительности.

И конечно, первичной синкретичной ячейкой социализации является семья, в которой родители и все взрослые члены так или иначе вводят подрастающее поколение в круг культурных норм, смыслов, знаний и ценностей.

Культура как общность, характеризуемая особым набором норм, ценностей и смыслов, такими, как этносы, нации или цивилизации.

Культура как духовное измерение всякой деятельности, в котором формируются мотивы, принципы, правила, цели и смыслы деятельности.

За рамками такого общего определения мы сталкиваемся с огромными и принципиальными различиями в праздниках, которые могут получать разный мисро-идеологи-ческий смысл и быть связанными с разными сторонами общественной жизни.

Праздничное действо напоминает, воспроизводит в памяти группы или общества в целом высшие ценности, отодвинутые от повседневного бытия, с которыми связаны смысл бытия личности или идентичность общества, которые считаются фундаментом культуры, важнейшими и обязательными для жизни.

Социологический анализ как изучение реального функционирования культурных норм, ценностей и смыслов в социальной среде.

Смысл «теории двух культур в каждой нации» и «идеологической борьбы двух систем» в сфере культуры.

В каждом из этих вариантов существует своя система постижения тех смыслов и знаний, которые необходимы для понимания текстов, образов, положений и принципов.

Культура и смыслы человеческого бытия

Экзистенциальные смыслы человеческого бытия.

Смысл теории «двух культур в каждой нации» и «идеологической борьбы двух систем в культуре».

В поисках художественного смысла.

Это освоение не «идеалов», «вечных образцов», «внутренних смыслов» и «подлинных ценностей», а движущих мотивов реального поведения индивидов и групп или больших общностей, а также принципов духовной регуляции различных сфер социального бытия.

Смысл жизни // Вопросы философии.

Человек в поисках смысла.

При всех различиях в методах этого познания им присуща установка на анализ не внешнего, а внутреннего смысла явлений, т.

Смысл любви // Соч.

Другое важное отличие социальной культурологии заключается в том, что социологический взгляд не ограничивается собственно духовными явлениями, и тем более проблемами художественной культуры, а проникает в культурный подтекст и смысл процессов и событий, происходящих в обществе, таких, как смена технологий и социальных структур, политических систем, революции, реформы, войны и т.

Поэтому уже в период становления социологии важным предметом анализа стали и те нормативно-ценностные представления и смыслы, через которые человек входит в окружающую его социальную среду.

Тем не менее сложившаяся дифференциация научных дисциплин делает необходимым более широкое рассмотрение культуры, соотношения духовных факторов (норм, ценностей, смыслов и идей) с социальной регуляцией и социальным действием в разных культурно-исторических типах, существовавших в человеческой истории и продолжающих оказывать воздействие на социальные процессы.

Однако в широком смысле просветительство — неотъемлемая характеристика всякой сложной культуры, поскольку для ее поддержания необходим как длительный процесс приобщения новых поколений, так и распространение культуры на более широкие слои города и деревни, внедрение тех нормативных принципов и идей,через которые общественное сознание осваивает процесс своей саморегуляции.

Социологический смысл понятия «традиция».

Содержательные элементы духовной жизни общества: обычаи, нормы, ценности, смыслы и знания.

Религиозные мыслители и моралисты осуждали его за содержащийся в нем явный или имплицитный отказ, отрицание конечной цели и смысла, не только в природе, но и в обществе.

«Очищенная» от человеческого субъективизма позитивистская методология оставляла без внимания и те смыслы, которыми человек руководствовался в исторической деятельности, и те духовные системы, а значит, и культуру, в которых создавались и поддерживались эти смыслы.

Эти смыслы имеют не индивидуальное или общеантропологическое значение, а складываются в конструкции, названные Ве-бером «идеальные типы».

С точки зрения здравого смысла подобные верования и основанные на них действия — «пережитки» или «предрассудки», исчезающие при свете разума.

Верования, кажущиеся иррациональными и не отвечающие практическим критериям, а имеющие лишь символический смысл, создают привычную осмысленность мира, в котором человек может ориентироваться и на который он сам или общность может оказывать некоторое воздействие путем координации поведения многих своих членов.

В ходе символического взаимодействия (интеракцио-низма) индивид осваивает выработанные в обществе образы и смыслы, тем самым воспринимает мотивы и стремления других людей и формирует собственные.

При такой трактовке термин «интерак-ционизм» приобретает индивидуально-психологический смысл, обозначая процесс соотнесения индивида с большим или малым коллективом через подключение знаковых средств.

Культура функционирует не только в духовной сфере смыслов, норм и ценностей.




Главный редактор проекта: Мавлютов Р.Р.
oglib@mail.ru