НЕФТЬ-ГАЗ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА
На главную >>


Теперь на нашем сайте можно за 5 минут создать свежий реферат или доклад

Скачать книгу целиком можно на сайте: www.nglib.ru.

Предложения в тексте с термином "Социологии"

Это потребовало изменения прежних принципов и подходов, которыми располагала социология культуры.

Под эмпирической социологией принято понимать исследования, связанные со сбором и анализом конкретных социальных фактов, использованием специальных методов опроса, социологического наблюдения, эксперимента, ста тистической обработки данных и т.

В эмпирической социологии научность отождествляется с ценностной нейтральностью и с соответствием знаний объективным фактам, собранным с помощью специальных методов — опросов, статистики, анкетирования, интервьюирования и т.

В ответ на эту критику сторонники эмпирической социологии склонны усиливать призывы к «всеобъемлющим исследованиям», которые следует «собрать вместе» и получить, наконец, «репрезентативные результаты».

Теория стала более дифференцированной, в ее составе возникло деление на общую социологию и специальные теории среднего уровня, такие, как системы знаний и методика изучения отдельных областей и явлений общественной жизни: социология города, деревни, труда, семьи, молодежи, массовых коммуникаций и т.

В свою очередь, эмпирическая социология значительно продвинулась в своей способности создавать исследовательские программы, способствующие концептуализации изучаемых явлений на основе отработанных фактических данных.

Соперничество разных типов социологического знания, не допускающее исключающего подхода, а предполагающее их взаимодополнение, оказалось полезным как для социологии, так и для культурологии.

Для задач, которые ставит перед собой социология, общие подходы изучаются на основе обращения к концепции деятельности и концепции духовного производства.

Соотношение общей социологии культуры и социологии истории, религии, литературы, искусства, знания, образования, морали, средств массовой коммуникации, семиотики, социа.

Аномия как проблема художественной литературы, права и социологии девиантного поведения.

Концепция отчуждения в марксизме и радикальной социологии.

Социология знания в системе культурологии.

Социология знания и теория информации.

Конечно, как социология культуры, так и социальная психология изучают в некоторой степени одно и то же «поле» — закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные присущими им внутренними мотивациями, убеждениями и привычками.

Для социологии постоянной проблемой стало выяснение взаимодействия материальных интересов и духовных запросов бизнеса, этики нормативного и отклоняющегося в предпринимательстве и хозяйственной деятельности вообще.

Понятие аномии ввел в социологию Э.

Вместе с тем социология отстраняется от выяснения собственно гносеологической проблематики, построенной на отношении «материя — сознание», функциях мозга, свойствах разума, соотношениях субъекта и объекта, сопоставлении материалистических и идеалистических принципов в процессе познания.

Социология формирует свой подход к знанию в русле позитивизма как метода, основанного на рассмотрении действительных явлений и процессов.

Социология знания постепенно приобрела самостоятельный характер в рамках общей социологии и социологии культуры.

В рамках немарксистской социологии знания, наиболее крупными представителями которой стали Э.

Именно в таком обществе особенно уместным становится систематический анализ идеологии и разработка соответствующей социологии знания»*.

Как мы видим, в этом перечислении присутствуют разные школы: марксистский классовый анализ, функциональная социология, психоанализ,социальная психология и т.

В задачи социологии знания входит не непосредственное рассмотрение содержания знаний, получивших выражение в идеях, представлениях, идеологиях, суждениях, мнениях, художественном творчестве, а та реальность, которая является субстратом этих идей и которая порождает их через какой-то механизм оформления и вербализации.

Социологии присуще рассмотрение знания с точки зрения его операциональное™.

Однако логика развития социологии привела к тому, что две дисциплины — социология знания и социология информации (или же средств массовой коммуникации) заметно разошлись между собой как в предмете рассмотрения,так и в методах изучения.

Для социологии культуры важно раскрыть соотношение смыслового содержания различных знаковых систем с точки зрения их соотношения с социальными процессами и спецификой культурной среды.

Анализ идеологии в марксизме и леворадикальной социологии.

Социология религии — отдельная и самостоятельная, хорошо развитая ветвь социологии, в рамках которой работали многие крупные ученые.

В ином плане рассматривают религию последователи «понимающей» социологии, которая сложилась в русле веберовской методологии.

Для практической социологии это означает, что измерение уровня религиозности требует сложной методики, учитывающей разные измерения.

Конечно,с точки зрения собственно социологии всякое поведение может иметь свои субкультурные характеристики.

В социологии принято выделять следующие основные функции идеологии:

Социология отклоняющегося поведения дает детальный анализ типов расхождения действительного поведения с теми нормами, которые признаны обществом, хотя оценка этого поведения производится в соответствии со всей системой значений, выработанных именно в культуре.

Подобное пренебрежительное отношение к прошлому в сильной степени сказывалось и в позитивистской социологии, в тех ее наиболее распространенных направлениях, которые были функционально связаны с распространением тенденций глобальной модернизации капиталистического типа.

Для этой социологии, изучавшей социальные явления с точки зрения их объективности и органической целостности, прошлое, как и будущее,— «то, чего нет», и поэтому может быть оставлено за умозрительной философией.

как в западной социологии, так и в общественной мысли стран Азии, Африки и Латинской Америки такой подход стал подвергаться критике и пересмотру.

) Именно при изучении такого общества теория коммуникации получила огромное развитие, породив социологию средств массовой коммуникации, теорию пропаганды, рекламы, межкультурного общения и т.

Соответственно, анализ действия этих механизмов — сфера социологии воспитания и образования, социальной психологии, социологии искусства, социологии личности, а также и таких дисциплин, как социология массовых движении, отклоняющегося поведения и т.

В социологии эта сфера рассматривается большей частью как досуг, освобожденный от непосредственного участия в производстве.

Это различие между явлением и сущностью, между явными и скрытыми (латентными) функциями получило основательную разработку в марксистской социологии при анализе многих существенных сторон социальной жизнедеятельности.

В частности, в этой социологии многое было сделано, чтобы показать связь политических или культурных явлений, религии или идеологии с интересами различных социальных слоев и классов.

Мертоном было прочно введе:но в социологию понятие «латентной», т.

Социология культуры выявляет специфику •«ответа» разных обществ на «вызов» современности, соотношение общемировых и локальных процессов в современном мире.

Социология культуры рассматривает не только объективные, безличные аспекты существования элементов и структур культуры, но и субъективный план, воплощенный во внутреннем мире человека.

; 6) социальные науки, в число которых входят экономика, политология,этнология, социология, экология и т.

Именно проведение такого различия и позволило мыслителям — основателям социологии в конце XIX — начале XX вв.

За последние десятилетия много исследований по социологии культуры было посвящено маргинальной личности.

Социология культуры призвана стать одним из средств, способствующих развитию такой способности.

В социологии (а тем более социологии культуры) эти границы провести труднее ввиду того, что всякое исследование здесь затрагивает субъективные факторы, а любые выводы, сделанные наукой, могут так или иначе повлиять на интересы каких-то социальных групп и войти в рассогласование с их представлениями.

Это означает также, что для социолога важная задача — адекватное преподнесение своих теорий и исследований об* В общей социологии это определяется как различие между идиографическим и номотетическим методами, раскрытое в работах В.

Эта концепция принята в марксистской социологии и в ней выделяются «рабовладельческая», «феодальная», «буржуазная» и «социалистическая» культуры, а в рамках антагонистических формаций вычленяются культуры господствующих и трудящихся классов, хотя первая и оказывается неизменно преобладающей.

В широком плане под субкультурами в социологии обычно понимают те социальные образования внутри общества, которые отличаются от преобладающей и нормативной культуры по некоторым культурным признакам: обычаями, нормами, ценностными ориентациями, стилем поведения, а иногда и институтами.

Соответствующие сферы деятельности и сознания общества изучают политэкономия, политология, социология, правоведение и другие науки.

Сначала социология определялась как общая наука о социальных отношениях и поведении.

В методологическом плане этот подход приводил к снижению статуса специальных дисциплин, в том числе социологии и культуроведения, которые не могли претендовать на выделение своего особого предмета исследований или же должны были признать вторичность своего предмета («надстройки») и подчиненность своей методологии как «частной» науки, ее выводимость из мировоззренческих предпосылок, а не из логики изучения своего собственного предмета.

Направление, складывающееся в основном на основе подходов, разработанных в социологии М.

В результате такого рода процессов самоопределения различных культур больших и малых народов, ограничения монополии линейного всемирно-исторического процесса выявляется структура многообразия культурных процессов как в историческом плане, так и в синхронном разрезе, в теории культуры и в социологии культуры сложились системы классификации изменений разного масштаба и уровня.

Это сопровождалось и «самоопределением» самостоятельных научных дисциплин, в том числе различных ответвлений социологии и культуроведения.

и для собственно социологии преступности.

В самом деле, в социологии все элементы духовной жизни «изымаются» из собственно духовной сферы и рассматриваются в контексте реально функционирующей системы социальных отношений, деятельности и производства.

Впрочем, это относится ко всем другим сферам, входящим в орбиту внимания социологии: политика (социология политики), организации (социология организаций), труд (социология труда), классовые отношения (социология рабочего класса, крестьянства, профессий, индустриальная) и т.

Уже в силу того обстоятельства, что важным измерением культуры является время и именно в культуре, прежде всего, обеспечивается «связь времен», решается проблема преемственности и выхода в будущее, социальная культурология является также и исторической социологией.

Но в таком расширенном виде культурология выходит за рамки собственно социологии, хотя и совпадает с ней по многим важнейшим параметрам.

В этой познавательной ситуации мы должны обращаться к тем познавательным моделям, которые вырабатываются в теоретической социологии, общей теории культуры и теории цивилизаций.

На протяжении последнего века эти методы подвергались все большему усложнению и усовершенствованию, превратившись в профессиональную сферу для эмпирической социологии.

В последние десятилетия на службу этой социологии поставлены мощные компьютерные и информационные системы, превратившие информатику в одну из наиболее динамичных наук и отраслей индустрии постиндустриального общества.

Можно выявить следующую закономерность, существенно затрагивающую социологию культуры: чем больше государственные органы учитывают общенациональные интересы, тем больше оно ориентируется на собственно культурные рычаги регуляции, а не на насилие или авторитарно-бюрократические методы.

, 1989 Современная западная социология: Словарь.

Социология: Словарь справочник-— М.

— Т 1—3, Социология: Хрестоматия.

Социология: Практикум,— М , 1993.

Социология: Хрестоматия.

Основные задачи социологии культуры: изучение структуры и динамики духовной жизни, многообразия и специфики различных культур, социальных функций художественной культуры, взаимодействия между различными культурными общностями.

Общество, культура, социология.

Проблемы культуры в свете: социологии.

Очерки исторической социологии рациональности В.

История буржуазной социологии XIX — начала XX в.

История немарксистской социологии в Западной Европе и США.

Социология Эмиля Дюркгейма.

История и рациональность: Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс.

Новейшие тенденции в современной немарксистской социологии/ Реф.

Социология религии / Реф.

Социология и социологизаторство в изучении культуры

Леворадикальная социология культуры на Западе и ее критика духовных и социальных основ буржуазного общества.

Вебера для социологии куль туры.

Эстетика и социология искусства: В 2 т.

Социология и культурно-эстетическое развитие общества // Социологические исследования.

Социология с самого начала обнаружила тенденцию к изучению реального общества, данные о котором могут быть почерпнуты не из умозрительных общих концепций и не из художественного творчества мастеров культуры, а на основе эмпирических методов.

Социологии пришлось расстаться или же удалиться на значительное расстояние от всеобщих категорий, от «материи», «сознания», «сущности религии», сферы идеального, метафизических оснований справедливого общества, представлений о всесторонне развитом человеке, непреходящих ценностях и т.

Поэтому уже в период становления социологии важным предметом анализа стали и те нормативно-ценностные представления и смыслы, через которые человек входит в окружающую его социальную среду.

Социология все больше занимается и устроением общества, и культурой, и религией, гносеологические вопросы стали предметом социологии знания,а проблематика свободы, демократии, счастья, любви, истины и красоты вошла в социальный анализ в рамках эмпирической и «понимающей» социологии.

Социология оказалась способной к самоуправлению, располагая своим обширным методологическим аппаратом.

Конечно, во многих отношениях такая культурология использует социологические принципы изучения общества и может рассматриваться как социология куль туры.

Социология религии.

Адорно и его социология музыки.

Введение в социологию музыки.

Литература и социология.

Литература и социология.

Социология и музыкальная культура.

Наука и социология знания.

Современная западная социология науки: Критический анализ.

Социология личности.

Конечно, социальная культурология в таком освещении может рассматриваться как комплексная наука, подлежащая расчленению на различные дисциплины: социологию искусства и литературы, религии и идеологии, знания, науки, информации, личности, межкультурного взаимодействия и т.

Социология образования.

Социология образования.

Социология воспитания.

этнография, социология национализма, теория цивилизаций, теория модернизации и т.

Социология культуры: Методология и практика культ-просвет, деятельности.

Социология культуры: Методология комплексного социологического исследования.

Социология культуры: Принципы организации комплексного социологического исследования.

Социология культуры: Проблемы социальных показателей развития культуры.

В силу приведенных выше причин для поздней социологии характерно отторжение понятия «эволюция» и смежных терминов — •«развитие», «прогресс».

Макс Вебер — один из крупнейших социологов, обычно характеризуемый как основоположник понимающей социологии и теории социального действия.

Именно на него опирается в ряде существенных отношений общая социология, включая анализ хозяйственных, религиозных, политических и бюрократических реалий.

Для социологии культуры его методология имеет особое значение по причине высокой аналитической ценности его основных методов, а именно понятия идеального типа, позволяющего выявить соотношение между религией как существенным компонентом социокультурной системы (прежде всего как системы этических установок) и хозяйственной деятельностью.

Вебером в методологию сопоставления различных религий, этич:еских систем, в социологию управления, права и искусства, было понятие рационализации.

Именно благодаря этой конструкции в поле зрения социологии культуры вошла проблематика типологии обществ, религий и культур, а следовательно, их исторического сопоставления и их эволюции в ходе всемирной истории.

История и рациональность: Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс.

Конечно, целостное рассмотрение этих концепций — сфера общей социологии, но ее существенным компонентом стал анализ нормативно-ценностных и символических средств регуляции социальной жизнедеятельности, т.

того, что относится к сфере социологии культуры.

Как мы увидим в дальнейшем, существенные стороны концепций Парсон-са и Мертона встроены в общую теорию социологии культуры.

Для социологии эта сфера стала важным предметом изучения в силу того, что она выступает как посредник человеческой деятельности и общения.

Мы уже видели в общих чертах разнообразие тех подходов, которые использует социология при объяснении культурных явлений и процессов.

В рамках неомарксизма и фрейдо-марксиз-ма или радикальной марксистской социологии реанимировалась дихотомия базисно-надстроечного подхода к культуре, при котором явления духовного порядка оказываются чистыми отражениями, не имеющими собственных основ в системе социальной регуляции**.

Вульгарный социологизм //Современная западная социология: Словарь.

Вся сложившаяся культурная среда, включая саму социологию, рассматривается как средство социального контроля.

Выход из того тотального кризиса, в который, как предполагается, вползает не только западное, но и глобальное общество, мировая цивилизация в целом, представители радикальной социологии видят в духовном обновлении, которое создаст иное отношение человека к природе и другие отношения между людьми.

По идее леворадикальной социологии, устранение бюрократической регуляции ДОЛЖНО СОПрОВОЖДаТЬСЯ СВобоДНОЙ СЕ1ЯЗЫО культуры с рынком и спонсорами.




Главный редактор проекта: Мавлютов Р.Р.
oglib@mail.ru