НЕФТЬ-ГАЗ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА
На главную >>


Теперь на нашем сайте можно за 5 минут создать свежий реферат или доклад

Скачать книгу целиком можно на сайте: www.nglib.ru.

Предложения в тексте с термином "Средства"

Хотя в этих описаниях можно найти нередко яркое интуитивное проникновение в существо тех или иных явлений, субъективизм и ситуативность (а может быть, и конъюнктурность) делают их скорее фактами «биографии эпохи», чем средством аналитического понимания.

СРЕДСТВА И СТРУКТУРА СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕГУЛЯЦИИ

Однако хорошо известно, что важным, хотя и противоречивым средством обеспечения единства и интеграции общества является государство как властная структура.

Чтобы произвести свой продукт, духовное производство включает в себя и материальные элементы (финансы, издательства, научное оборудование, школы, театры, храмы, музеи, средства массовой коммуникации и т.

В духовном производстве специфичны и те средства, с помощью которых создается его продукт.

,- Но, скажем, орудием деятельности писателя или художника является не ручка с пером или кисть (это только вспомогательные средства), а выразительные средства языка или изобразительного искусства, благодаря которым создается художественный образ.

Для хранения духовных ценностей используются современные технические средства, благодаря которым уникальные произведения становятся менее подверженными разрушительной силе времени.

Некоторые теоретики полагают возможным свести технику к сумме специальных средств, облегчающих труд и делающих его более производительным, но не имеющих отношения к собственно культуре.

Но вместе с тем техника предстает как средство выхода человека за рамки первичных потребностей и создания новых возможностей бытия, которые и связаны с собственно культурой.

Дороги и транспортные средства служили не только целям перевозки полезных товаров, но и для общения между народами.

Соотношение общей социологии культуры и социологии истории, религии, литературы, искусства, знания, образования, морали, средств массовой коммуникации, семиотики, социа.

Членство в сложившейся группе — семья, община, родственная группа, этнос, каста, клан — во многом обеспечивает доступ к средствам существования.

Нормы как средство добровольного и осознанного сотрудничества людей.

Цели и средства действия в концепции Р.

Противоречие между ценностными ори-ентациями и средствами ее достижения.

Значения как специфически культурное средство соединения человека с миром и обществом Роль культурных значений в ориентации человеческой жизнедеятельности.

Язык, знаковые системы, символы как средства обозначения фиксации и передачи зна чений.

Угрызения совести заставляют князя Нехлюдова предпринять массу усилий и потратить много средств на то, чтобы искупить свой поступок.

В нормально функционирующем обществе каждая сфера — экономика, социальные структуры, политика и культура — создают специфические средства регуляции деятельности, которые дополняют друг друга.

Нормативная сфера располагает своим набором средств для того, чтобы ограничить нарушения, воспрепятствовать им в наиболее важных сферах социальной жизни.

Но в культурной сфере важным средством налаживания нормативности являются ценности.

Замошкин: «Хотя труд в сфере бизнеса открыто признается прежде всего средством обеспечения благосостояния, комфорта, богатства, однако немалое внимание уделялось и уделяется труду в сфере бизнеса как форме самовыражения личности, реализации ею своего внутреннего потенциала.

Практицизм направлен на достижение конкретных материальных результатов при использовании доступных человеку средств для получения реальной пользы и улучшения своего положения в повседневной жизни.

ничество, что и вызывает необходимость поддержания правовых ограничений или использования разнообразных средств морального осуждения и предотвращения злоупотреблений.

Наряду с обычными нормами, утверждавшимися силой привычки и обыденными средствами, которыми располагает, например, семья или соседская община, выделяются и особые нормы, получающие высшую санкцию через механизм религиозной сакрализации или правовое требование.

— и складывается устойчивый образ жизни, обеспечивающий умеренное благосостояние для широких слоев населения, доступные цели и средства реализации этих целей.

Рационализация предполагает выяснение соотношения цель — план или цель — средство, чтобы сосредоточить затрачиваемые усилия на достижении поставленной цели при разумном использовании возможных средств на основе внутреннего согласования этапов, учета возможных последствий, определения порядка выбора конечных и промежуточных целей и т.

Для целерационального действия характерны однозначность и ясность осознания человеком поставленной перед собой задачи, соотнесенной со средствами ее достижения.

Здесь как цель, так и средства ее реализации представляются разумными.

Еще со времен Древнего Рима в европейском лексиконе утвердилась формулировка «пиррова победа», относящаяся к достижению, явно не оправдавшему затраченных средств.

Как он показал, в структуру всякого действия помимо ценности — цели входят еще и средства, которые должны быть достаточно эффективными для достижения цели, но вместе с тем получать общественное одобрение, согласовываться с принятой нормативной системой.

Насилие, притеснение или обман не могут быть признаны как нормальные, средства и стать нормой.

Впрочем, другой крайностью в такой структуре действия, по мертоновской схеме, является чрезмерная скованность в средствах, «стеснительность», приверженность к косным обычаям и нормам, что обрекает общество на застой.

В современном ему американском обществе Мертон усматривал тенденцию приближения к крайнему «до-стижительному»- типу, в котором подчеркивание ценности успеха не сопровождается утверждением соответствующих средств.

Эффективным средствам может быть оказано предпочтение в обход институционально предписываемому поведению, от которого остается лишь побуждение сохранить эти средства в тайне, чтобы, уйдя из сферы культуры, не попасть в руки правосудия.

Разрешение такой дилеммы Мертон видит в выработке равновесия между целями и средствами.

Тоталитарное государство устанавливает систему не только внешнего ограничения деятельности человека, но и внутреннего изживания самой его субъективности, устранение ощущения своего «я» при помощи как тотальных идеологических средств «промывания мозгов» (переделка языка, истории, проведение регулярных ритуальных мероприятий), так и прямым насилием и устранением упорствующих диссидентов.

Оно располагает огромным разнообразием средств, в том числе мифы и легенды, исторические знания, художественные образы, священные тексты и другие компоненты культуры, содержащие совокупную память данного общества или человечества.

Псевдоличные отношения стали средством достижения корыстных экономических или политических целей, что и задокументировано в бестселлере о том, как «завоевывать друзей» из нужных людей.

Однако логика развития социологии привела к тому, что две дисциплины — социология знания и социология информации (или же средств массовой коммуникации) заметно разошлись между собой как в предмете рассмотрения,так и в методах изучения.

Важным и постоянно действующим средством регуляции отношений в этом обществе становится информация, производимая масс-медиа.

Превращаясь в информацию, поставляемую (или не поставляемую) средствами массовой коммуникации и пропаганды, оно служит интересам «четвертой власти», используемой теми или иными властными структурами.

Значения — специфически культурное средство соединения человека с окружающим миром или вообще субъекта с объектом через посредство знаков.

Впрочем, они не могут считаться полностью синонимичными в силу того, что «смысл» обычно связывается с субъективным пониманием культурных средств, что и является предметом гуманитарного культуроведения,в отличие от рассмотрения объективированного «значения» культурных компонентов в системе культурной регуляции.

Если «смысл» обозначает отношение знака (или выражения) к «своему предмету», его «смысловое содержание», то «значение» скорее раскрывает соотношение культурных компонентов (норм, ценностей, знаний) с другими средствами социальной регуляции*.

Во-первых, значения — средство, позволяющее человеку дистанцироваться от собственных переживаний и от наблюдаемых явлений, а значит, и вырабатывать совершенно особые форм:ы деятельности.

Средствами культуры создаются знаки, названия, имена, позволяющие воссоздать в воображении образы отсутствующих предметов, перечислять и сочетать их в любой последовательности.

Но видимая абсурдность лишь подтверждает особую роль этого средства в поддержании социокультурного порядка.

Во всех культурах непременным средством означивания, т.

Религия как средство рационализации поведения.

Каждый раз затраты труда и средств не соотносились непосредственно с функциональной полезностью этих предприятий в хозяйственном плане, но мифологизированная связь «освоение природы» и «построение лучшего будущего» диктовала крупномасштабную деятельность.

Сами по себе факторы повышения образования и культуры, усиление правовых принципов регуляции отношений или идейно-политического воспитания не перекрывают необходимости в тех духовных и психологических средствах, которыми располагает религия.

Религия оперирует средствами духовного возвышения специально выделенных норм и ценностей через придание им особого сакрального значения.

Хорошо известные средства заключались в «чуде, тайне и авторитете», на которых и зиждется власть духовных правителей.

Конечно, всякое Священное Писание было неполным и неопределенным и его необходимо было дополнить огромной святоотеческой литературой, священными преданиями и просто комментариями различной степени обязательности и признанности, что отвечало и задаче обоснования дифференциации поведения на путях спасения; — догматика выступала как важное средство упорядочивания тех духовных знаний, которыми обосновывалось прежде всего единство духовных принципов данной религии.

Догматика резко сокращала сферу допустимых толкований, исключала частные мнения и устраняла подверженность обстоятельствам, которые могли бы подорвать согласованное единство принципов; — вера выступает одновременно как фактор духовного спасения и как средство интеграции.

Ее принятие обеспечивается не только рациональными средствами и воспитанием в соответствующей среде, а всеми средствами духовного воздействия.

Вера способна преодолевать все те разногласия и различия, которые возникают на почве знаний или вариантов обрядности, и создавать «общий знаменатель», наименьший по объему, но наибольший по распространению критерий, определяющий принадлежность к данной конфессии; — культ — важное средство утверждения общности всех верующих, так как он создает постоянно поддерживаемую сетку единообразных действий, в которых все участники перестают быть сами собой и возникает их максимальное единство.

Происходит плюрализация религиозной жизни, новые, «нетрадиционные» секты и движения становятся средством перестройки культуры, адаптации людей к новым условиям, к усложняющейся жизни.

Поэтому основное средство искоренения таких заблуждений — просвещение, развитие науки, расширение горизонта человеческого бытия и познания, а одновременно разоблачение обмана и ложных идей.

В институциональном плане такое соотношение классовых типов культуры обеспечивается системой образования, средствами массовой коммуникации, механизмом управления культурой, осуществляемой буржуазным государством.

Идеология санкционирует утвердившуюся в обществе иерархию социальных отношений и власть элиты и одновременно дает средство критики сложившегося положения с целью его реформации или же революционного изменения.

Идеология способствует снижению социальной напряженности, так как дает средство рационализации и выяснения отношений между представителями разных групп, но вместе с тем идеология может содействовать мобилизации радикальных групп на решительные действия во имя своих интересов.

Нередко победившая идеология, одержавшая верх в конкурентной борьбе и добившаяся реального изменения политического или социального строя, проявляет свою противоречивость, превращается либо в средство лицедейства, прикрывающего реальное положение, либо прямого насилия над противоположной стороной.

В странах с развитым общественным производством и сложившимися правовыми институтами социальная связь и регуляция обеспечиваются различными экономическими, правовыми, культурными и политическими средствами.

Она усиливает в сознании элементы рационализации и выступает как средство перестройки традиционного поведения через обдуманное преодоление сложившейся повседневности.

Идеология в сочетании с партийно-политическими акциями — незаменимое средство воздействия на субъективное состояние масс, на их социальную психологию и поведение, так как именно она может дать концентрированное представление о направлении общественной деятельности, о формах построения общества.

Она явно шире, чем «выражение прекрасного», «познание реального мира», «отражение мира идеального», чем «выражение внутреннего мира художника», «средство общения людей» или «проявление творческого и игрового начала».

Достижение таких целей оказывается возможным благодаря тому, что искусство использует огромный комплекс образных средств выразительности.

В мире художественных средств человек тоже «как бы живет», но дополнительной, искусственно — и искусно — сотворенной жизнью.

Поэтому в структуре духовных отношений оно осуществляет важные функции формирования характера, внедрения норм и ценностей, смыслов и знаний, необходимых для полноценной жизни общества Как к влиятельному средству духовного воздействия к искусству обращаются и остальные средства социальной регуляции: и мифология, и религия, и политика, и идеология не могут обойтись без тех средств выразительности и убеждения, которыми располагает искусство.

И даже в военном деле, как известно, необходимы художественные средства — символика, музыка и военная литература — для поддержания духа войска.

Средства накопления и хранения прошлого опыта.

Язык как средство коллективной памяти.

Догматизация как средство упорядочивания и защиты комплекса сакральных смыслов и знаний.

Новейшие коммуникативные средства и формирование постиндустриального об щества.

Поэтому мы многое почерпнем для понимания творческого процесса из тех средств, которые создаются в рамках гуманитарного знания.

В качестве средства хранения и накопления информации выступают естественная память индивида, коллективная память, запечатленная в языке и духовной культуре, символические и вещественные средства сохранения информации: тексты, книги, изобразительные средства, в том числе памятники, архитектурные сооружения, новейшие средства записи текстов, изображений, знаков.

Постоянная угроза рассеивания информации, относящейся как к жизненно важным средствам социальной регуляции, так и к познанию мира, вызвала к жизни обширные мифо-поэтические комплексы, фольклорное наследие, хранившееся в живой памяти сказителей и старейшин.

Но и их поддержание требовало огромных усилий, времени, средств, специальных кадров — священников.

Однако в обществах такого типа традиции лишь дополняют систему других — идеологических, рационально-практических или политико-правовых средств поддержания общественной структуры.

Важным средством поддержания многообразия в единстве стало разграничение сфер и каналов распространения специальных знаний и тех ценностей и норм, которые предназначались для всеобщего пользования.

Цеховая организация ремесел и торговли в Европе в значительной степени складывалась как институт, обеспечивающий высокую степень специализации деятельности через включение всего комплекса экономических, социальных и культурных средств.

Но, конечно, наиболее емким и гибким средством введения высокой культуры в обыденную жизнь является язык как средство общения, способное создать обстановку высокой духовности и тонких чувств в самой непритязательной или убогой обстановке.

Как известно, общение осуществляется разными средствами.

Существование общих, одинаково осмысляемых значений, закрепляемых в языке и изобразительных средствах,— основа коммуникации.

По его концепции, именно развитие коммуникативных средств определяет и общий характер культуры, и смену исторических эпох.

Вместе с тем общество получило мощное средство введения и новых значений, образов и ориентации, что обеспечило интенсивную работу по развитию художественной литературы и научных знаний.

Маклуэна, современные аудиовизуальные средства коммуникации ведут к вытеснению всех прежних видов искусства и отвечающих им форм общения.

Такая коммуникация возможна лишь на основе новейших технологических средств, обеспечивающих высокую скорость и массовость поиска, обработки и распространения информации.

) Именно при изучении такого общества теория коммуникации получила огромное развитие, породив социологию средств массовой коммуникации, теорию пропаганды, рекламы, межкультурного общения и т.

Однако характерно, что почти повсюду важным каналом социальной мобильности, высоко ценимым как аристократией, так и другими слоями, стало образование -- и не только как средство профессионализации, но прежде всего как культурный источник статусной символики.

Огромные средства, затрачиваемые на рекламу, а тем более характер этой рекламы, подчеркивающей прежде всего статусные, а не собственно содержательные свойства товаров и услуг,— свидетельство того, какое значение придает современный бизнес именно статусному потреблению, «формированию новых потребностей и вкусов».

В бытовой среде самое очевидное средство — это продукты питания, жилище и районы проживания.

Почти идеальным средством статусной символизации считаются автомобили и одежда, подчиненные частым колебаниям моды и культивируемые как легко демонстрируемые средства оформления статуса.

Разрушение этих формальностей и усиление чувственных склонностей приводят к тому, что рекреативная потребность превращается в стремление к физиологическому наслаждению, удовлетворяемому потреблением алкогольных напитков, наркотиков или средствами, предоставляемыми сексуальной сферой.

Каждое явление может иметь несколько функций, а одна и та же функция может выполняться разными средствами, которые способны заменять друг друга.

Набор этих средств не является неограниченным, и именно эта ограниченность и обозначает пределы приспосабливаемости общества к требованиям среды.

Но это означает, что всякое средство коммуникативности является и средством разграничения субъектов взаимодействия.

«Высокая» культура не только формирует духовное содержание развитого уровня, но и становится средством социального разграничения — создания дистанции между состоятельной элитой и остальной публикой.

Отсутствие институтов культуры, специальной системы образования и средств коммуникации приводило к тому, что коллективный опыт переда.

Важным средством: передачи традиции являются танцы, музыка, народный фольклор.

Эти традиционные средства коммуникации служат не только источником развлечения и информации, через них людям прививаются общепринятые нормы и ценности — короче, они выполняют общую функцию социализации.

Социология культуры призвана стать одним из средств, способствующих развитию такой способности.

становится и средством оформления классовых отношений или национальной самобытности.

Она присуща неимущим слоям городского и сельского населения, которые в социальном плане отличаются отсутствием устойчивой работы, а соответственно и скудостью средств к проживанию.

Таким образом, идентичность детерминирована интересом данной общности, это средство или стратегия в борьбе за социально значимые ресурсы и привилегии.

Для этого и нужно расширение образования и общий язык, достаточно разнообразный по словарю и средствам выражения, но вместе с тем единый для всего народал Язык и становится важнейшим средством как дифференциации культуры, так и ее национальной интеграции.

Более того, сам национализм превращается в средство создания новой иерархии, в которой привилегированные слои, выступающие от имени национального единства, преследуют свои собственные интересы и навязывают свою волю слоям, оказавшимся «в стороне».

Как предполагалось такой концепцией, в классово разделенных обществах социальные отношения так или иначе ограничивали и сковывали человека, становились средством угнетения, противостояли развитию трудящихся в своем обществе и сближению народов в международном масштабе.

Культ вождя, фараона, «божественного» Кесаря, Императора, Президента в разные периоды и в разных обществах служил средством снижения уровня противостояния различных частей общества, хотя степень интенсивности культа варьировалась в зависимости от политической культуры и сложившейся в обществе ситуации.

«Дух капитализма» сделал техническое открытие социальным фактом,технологические нововведения оказывались наиболее привлекательными, так как система буржуазного предпринимательства процветала в немалой степени в зависимости от использования новейших технических средств.

Экономика не может функционировать без определенных форм собственности на средства производства, производственных коллективов, организации предпринимателей и трудящихся и т.

Институт всегда представляет собой ряд компонентов: а) некоторую внутренне слаженную систему функций, закрепленных предписаниями (нормы, уставы), оправдывающими данный институт и соотносящими его с другими сферами; б) материальные средства (здания, финансы, оборудование), обеспечивающие деятельность данного института; в) носителей (кадры), вербуемых в соответствии с принципами, соотнесенными с целями данного института (служители культа, различные слои интеллигенции).

Располагая значительными средствами и функциональным интересом в сфере культуры, он оказывается важнейшим «культурным политиком» и «культуроустроителем».

Все большее значение стали приобретать зрелищно-драматические виды искусства и аудиовизуальные средства коммуникации.

Именно товар становится средством удовлетворения не только собственно материальных потребностей, но и духовных запросов.

И если политика может прибегать к различным формам силового давления на культуру и ее носителей, то и культура располагает своими средствами обратного воздействия: увещевание, критика, осуждение и т.

Понятия идеального типа и рациональности как средств религиозной и культурной компаративистики и изучения цивилизационной динамики.

Нормы как средство сотрудничества и общения людей.

Средства обеспечения памяти и принципы ее изменения.

Нормы и значения как средства социализации человека на разных этапах его жизни.

Но в этой реальности существенным компонентом являются и представления как тот комплекс духовных средств, которые создаются обществом для регуляции этих отношений.

Идеология как средство манипуляции общественным сознанием.

СРЕДСТВА И СТРУКТУРА СОЦИОКУЛЫУРНОЙ

Материалистическая школа в эволюционизме обращала внимание на улучшение орудий труда, средств производства и форм хозяйства, техники и организации труда, рост городов, торговли и науки, что воплощает наиболее существенные базовые стороны общественного бытия.

Основными средствами распространения чужой культуры диффузионизм признавал войны и завоевания, колонизацию, торговлю и миграции, добровольное подражание, взаимное признание и т.

Осознавая противоречие между этими сферами, индивид вынужден учитывать последствия своих действий, определять близкие и последующие цели и адекватные им средства, руководствуясь адекватными им ценностями.

Конечно, целостное рассмотрение этих концепций — сфера общей социологии, но ее существенным компонентом стал анализ нормативно-ценностных и символических средств регуляции социальной жизнедеятельности, т.

Парсонса стало принято расширять сферу символических средств, несущих важную нагрузку в социальном взаимодействии.

При такой трактовке термин «интерак-ционизм» приобретает индивидуально-психологический смысл, обозначая процесс соотнесения индивида с большим или малым коллективом через подключение знаковых средств.

Вся сложившаяся культурная среда, включая саму социологию, рассматривается как средство социального контроля.

Это сказывается на содержании культурных ценностей и норм, дифференциации культурных сфер, характере коммуникативных средств, динамике культуры и т.




Главный редактор проекта: Мавлютов Р.Р.
oglib@mail.ru