НЕФТЬ-ГАЗ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА
На главную >>


Теперь на нашем сайте можно за 5 минут создать свежий реферат или доклад

Скачать книгу целиком можно на сайте: www.nglib.ru.

Предложения в тексте с термином "Структура"

Оно сопровождалось массированным самоутверждением незападных культур, проявивших не только присущую им жизненность, но и своеобразие, способность к со хранению своей специфики, несмотря на экспансию современных индустриальных технологий и формирование новых социальных структур.

СРЕДСТВА И СТРУКТУРА СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕГУЛЯЦИИ

Социальная структура духовного производства и роль интеллигенции.

Соотношение классовых структур и культуры.

Институциональная структура культуры.

Структура духовных потребностей.

Для наших целей необходимо выявить общую структуру деятельности и место в ней культурных факторов.

Со сменой формации подлежит устранению и вся надстроечная структура.

Семья, племя, этническая общность, нация и цивилизация — все эти уровни человеческого бытия формируются отнюдь не только через совокупное материальное производство, но и через поддержание духовных связей и через создание на каждом уровне и в каждом элементе структуры несущих культурных элементов — значений, норм, образов и ценностей.

Хозяйственная система обеспечивает материальную жизнедеятельность общества, социальная — структуру отношений между различными группами и слоями, не обязательно связанными с собственно материальным производством.

В рамках этой теории в структуре деятельности следует выделить «деятеля» и «ситуацию».

Однако хорошо известно, что важным, хотя и противоречивым средством обеспечения единства и интеграции общества является государство как властная структура.

Как мы уже видели в этой главе, духовное производство, продуктом которого и является культура, существует в тесном переплетении с производством вообще, включая его материально-технологическую базу, социальную и политическую структуры.

Все эти варианты могут встречаться почти в любом обществе, и даже в так называемом тоталитарном неизменно формируются внутренние структуры и появляются какие-то инородные компоненты, подрывающие его кажущуюся монолитность.

Однако в макро-социологическом плане принято выделять некоторые основные типы социальности, отвечающие исходному принципу согласования духовного производства с материальным, с соответствующей ему социальной структурой и политическим устроением.

В доиндустриальных структурах производство основано на преобладании живого труда над накопленным, естественных факторов над преобразованными трудом, социальной кооперации труда над материальными предпосылками.

Маркс, в структурах, не преобразованных товарным обменом, общественные связи проявляются для людей «как их собственные отношения, а не облекаются в костюм общественных отношений вещей, продуктов труда»*.

Вместе с тем в рамках даже зрелых капиталистических структур немалое значение имеют аскриптивные связи, в которых индивид в том или ином плане «приписан» к тому или иному месту в обществе независимо от собственно рыночных критериев или его достижений.

Аномия как разлад в структуре регуляции деятельности.

На разных этапах и уровнях развития общества, в разных его сферах и структурах соотношение аффективных и культурно-регулируемых факторов может быть различным.

Обряд и ритуал — более формализованные варианты привычного поведения, принятые в определенных частях совокупной структуры культурной регуляции.

Хорошо известно, что нормы имеют не только общенациональное значение, но и дифференцированы по социальным структурам.

Возможности усвоения новых норм обусловлены типом культуры, историческими обстоятельствами, социальной структурой, наличными коммуникациями.

В нормально функционирующем обществе каждая сфера — экономика, социальные структуры, политика и культура — создают специфические средства регуляции деятельности, которые дополняют друг друга.

В доиндустриальном и постиндустриальном типах общества этот фактор менее значим, так как в первом случае преобладает родственная, клановая, сословная, религиозная идентичность, а во втором — создаются дифференцированные и гибкие структуры, замещающие «рабочую идентичность»; — работа — источник обязательной деятельности, регулятор и организатор личного поведения.

И все же к новому времени положение меняется и структура культурной жизни предстает как сложное многообразное и многослойное образование, охватывающее в той или иной степени все сферы жизни.

Конечно, эта структура во многом зависит от общей системы культуры и локальной культурной среды.

Подвергаясь воздействию ценностных принципов, градация или дуализм принимают вертикальную структуру — иерархического или полярного типа, придающую разную степень достоинства и значения тем или иным элементам.

Мертона главное было раскрыть структуру доминирующей деятельности в развитом буржуазном (прежде всего американском) обществе.

Как он показал, в структуру всякого действия помимо ценности — цели входят еще и средства, которые должны быть достаточно эффективными для достижения цели, но вместе с тем получать общественное одобрение, согласовываться с принятой нормативной системой.

Впрочем, другой крайностью в такой структуре действия, по мертоновской схеме, является чрезмерная скованность в средствах, «стеснительность», приверженность к косным обычаям и нормам, что обрекает общество на застой.

Социальная теория и социальная структура // Социологические исследования.

Выяснение реального базиса умственных построений: а) социальная основа: социальное положение, классовая дифференциация, поколение, профессия, способ производства; принадлежность, структура власти, соци альные процессы (конкуренция, конфликт и т.

Именно знание во многих случаях выступает (наряду с властными институтами и силовыми структурами) как важный источник власти.

Превращаясь в информацию, поставляемую (или не поставляемую) средствами массовой коммуникации и пропаганды, оно служит интересам «четвертой власти», используемой теми или иными властными структурами.

Важным знаком, используемым как посредник во многих действиях и отношениях во всяком обществе (кроме самых примитивных и первичных социальных структур и групп), являются деньги.

Леви-Стросс о роли и структурах мифологического сознания.

Структура религиозной интеграции.

Духовная и социальная структура религии Большая и малая традиции в религиозной жизни.

Структура художественной деятельности: творческая элита, критика, исполнители, публика.

Итак, обобщая приведенные выше положения, мы можем заключить, что культура — это особая сфера и форма деятельности, имеющая свое содержание и свою структуру, а вместе с тем воздействующая на остальные сферы бытия, в том числе на социальные отношения и политику.

Культура создает то поле и способ общения, в котором и формируется каждое отдельное общество со своей внутренней структурой, но отмеченное самобытностью, отделяющей это общество от других.

Они заключают в себе систему верований, морали, права, образа жизни, а вместе с тем выступают как важный компонент социальной структуры и как социальный институт.

Не устраняя такого рода разнородность и не избавляя в принципе общество от различного рода внутренних и внешних потрясений, религия способствовала поддержанию стабильности, взаимодействия различных частей и групп, восстановлению нарушенной устойчивости и продлению культурной традиции и сохранению социальных структур.

Каждая мировая религия формирует свою сложную и многообразную структуру интеграции, но в том или ином плане, варианте в ней присутствуют некоторые основные элементы: — Пророк, или Основатель, который определяется М.

Здесь еще не сложились прочные экономические связи, слабо оформлены классовые структуры.

Поэтому в структуре духовных отношений оно осуществляет важные функции формирования характера, внедрения норм и ценностей, смыслов и знаний, необходимых для полноценной жизни общества Как к влиятельному средству духовного воздействия к искусству обращаются и остальные средства социальной регуляции: и мифология, и религия, и политика, и идеология не могут обойтись без тех средств выразительности и убеждения, которыми располагает искусство.

Тем не менее в последние десятилетия в структуре художественной жизни развитых стран Запада произошли радикальные сдвиги.

В дальнейшем, особенно после второй мировой войны, авангард становится официально признанным направлением в искусстве, ревностно поощряемым современными структурами большого бизнеса и даже консервативными правительствами.

Классификация функций культуры в соответствии со структурой духовного производства.

В структуре духовного производства следует выделить такие основные функции: а) производство новых знаний, норм, ценностей, ориентации и значений; 6) накопление, хранение и распространение (трансляция) знаний, норм, ценностей и значений; в) воспроизводство духовного процесса через поддержание его преемственности; г) коммуникативная функция, обеспечивающая знаковое взаимодействие между субъектами деятельности, их дифференциацию и единство; д) социализация общества через создание структуры отношений, опосредованных культурными компонентами; е) как дополнительная форма социализации выделяется рекреативная, или игровая, культура, действующая в отведенной для нее сфере

История культуры изобилует такого рода событиями в творческих биографиях, свидетельствами слабой приспособленности социокультурной структуры того или иного общества к надежному поддержанию творчества и высокой духовной деятельности.

Естественно, что такого рода механизм преемственности оказывается адекватным лишь в относительно простых, изолированных и стабильных социокультурных структурах, где рационально-практические и ценностные критерии еще не обособились от общей сферы культурной регуляции.

Поэтому термин «традиционная культура» широко применяется прежде всего в этнографии, имеющей дело с такого рода простыми и изолированными структурами и средами.

Однако в обществах такого типа традиции лишь дополняют систему других — идеологических, рационально-практических или политико-правовых средств поддержания общественной структуры.

В структуре культуры принято выделять также обыденную культуру, включенную в повседневное существование людей, в котором не придается особого значения высокой и специализированной культуре.

Броделя «Структуры повседневности.

Время вносит важные коррективы в формирование самобытности, которая претерпевает неизбежные изменения, сохраняя присущую ей структуру и содержание.

При рассмотрении каждого компонента культурной регуляции подчеркивалось, что реализация норм, ценностей и значений происходит через их внедрение в структуру поведения и деятельности индивидов, через их приучение к социальным ролям и нормативному поведению, усвоение позитивных мотиваций и освоение принятых в обществе значений.

Во всяком обществе, хотя и в разной степени, часть производства направлена на выпуск товаров престижного потребления, основная функция которых — офор млять разряды и градации в социальной структуре, выделять правящие классы, аристократию, средние и низ шие слои.

Шоу можно судить о том, насколько сильным было воздействие культурных факторов на структуру английского общества, и о том высоком престиже, которым пользовалась культура, несмотря на острую саркастическую критику в ее адрес, исходившую зачастую от нее самой.

В этих примерах речь идет о статусном значении культуры, о ее соучастии в формировании социальных структур.

Мы видим, что наряду со структурами, в которых определяющее значение имели социально-экономические факторы, во всяком развитом обществе существуют и отношения, определяемые прежде всего духовными факторами.

Было бы большой ошибкой полагать, что позднее, в современном обществе, прошедшем через промышленную и информационную революцию, значением культурно-статусных отношений можно пренебречь и рассматривать человека в чисто экономическом или политическом плане, И это относится не только к сохранившимся, хотя и в ослабленном виде, религиозным структурам.

В стабильных социальных структурах статусная символизация может длительное время поддерживаться в устойчивом состоянии, оформляя постоянные градации между сословиями, рангами, ступенями бюрократической иерархии.

Ролевые структуры личности.

Структура индивидуализации в разных религиях и культурных системах.

Рассмотренные выше элементы культуры — нормы, ценности, знания, ориентации — составляют определенную систему и в качестве таковой входят во взаимодействие с другими компонентами общественной регуляции, такими, как экономика, социальная структура и политика.

Конечно, для формирования устойчивой социокультурной структуры, обеспечивающей функционирование личности, необходимо подключение сложной и широко дифференцированной системы ориентации, выработанных в лоне западной цивилизации.

В мировых системах образования или академических структурах утвердилось общее разделение между двумя типами наук об обществе: а) гуманитарные дисциплины, к которым относятся прежде всего филологический комплекс, история и теория культуры, религиеведение, литературоведение, искусствоведение, философия, этика и т.

Особенности социализации зависят от исторически-конкретной социально-экономической структуры и преобладающего типа культуры.

Плюрализм ценностных пластов отражает прогресс в сфере материального производства, дифференциацию самой социальной структуры — формирование различных социальных и профессиональных групп,классов, прослоек.

Особенности социализации способствуют возникновению неустойчивости и эклектичности в структуре личности (особенно личности маргинала) в условиях переходного (постколониального) общества, преобладанию «психологически расколотого» типа личности.

Формационный и классовый типы культур как формально соотнесенные с социально-экономическими структурами.

Цивилизационное деление на Запад и Восток, на региональные цивилизации Духовная и социальная структура цивилизаций.

Тем не менее на протяжении всей истории человеческой культуры социально-классовое деление было вторичным, формировалось в рамках тех основных социокультурных структур, которые связаны с цивилизаци-онными и национальными типами регуляции.

Характерным проявлением культурных образований, выделяемых по сходству признаков, может служить формационный тип культуры, выделяемый на основе отражения интересов основного класса данной социально-экономической формации как функции базисной структуры данного общества.

Наряду с классовыми существуют и другие типы различия: между городом и деревней, центром и периферией, развитыми и неразвитыми регионами, и противоречия между такими структурами нередко находят выражение и в культурной сфере.

Как мы видели, в каждом обществе культура имеет свою структуру.

Социальные воплощения этой структуры называют субкультурами.

Конечно, в формировании этноса сказываются не только культурные, но также географические (природная среда), социальные (подобие социальных структур), социобиологические (антропологический тип) и хозяйственные факторы.

Потребности дифференциации приводят к тому, что один из компонентов (язык, религия, культурно-политические структуры или же художественные особенности) выделяются в качестве системообразующего фактора, чтобы оформить данную общность по отношению к другим.

национализм во многом сформировал облик Западной Европы и структуру межгосударственных отношений, его волна «накрыла» в 50—70-х гг.

Всеобщность выражается через: а) формы духовности в идеях и учениях, в символике и ритуалах, знанедие которых выходит за рамки любых этнических, социально-классовых, политических и хоаяйственных преобразований; б) в структурных принципах организации общества, которые охватывают всех членов макрообщности, хотя на разных условиях и отводя им различное место в структуре цивилизации; в) деятельность институтов и элит, способствующих поддержанию и реализации принципов универсальности, хотя и обеспечивая при этом особый статус и духовную привилегированность.

Структура устойчивости может принять различный вид.

Символическое, знаковое и текстуальное воплощение этой культуры — объект изучения и интерпретации, усвоения или принятия и борьбы, в результате которой это достояние либо вновь вводится в структуру бытия новых поколений, либо подвергается изменению, деформации и разрушению.

), и политические структуры (государства), но определенность цивилиза-ционным структурам придает характер духовного про-изводства.

Основные черты и структура данной цивилизации не исчезают при переходе на последующие ступени развития.

По многим содержательным и структурным характеристикам евро американская цивилизация в Новое время, пройдя через глубокую трансформацию своих социальных и духовных структур, стала принципиально отличаться от всех остальных цивилизаций, в большей степени сохранивших прежние структуры регуляции.

Духовная и социальная структура изменений в культуре.

В результате такого рода процессов самоопределения различных культур больших и малых народов, ограничения монополии линейного всемирно-исторического процесса выявляется структура многообразия культурных процессов как в историческом плане, так и в синхронном разрезе, в теории культуры и в социологии культуры сложились системы классификации изменений разного масштаба и уровня.

Но при этом важно подчеркнуть недопустимость сведения этих отношений лишь к классовой структуре, отвечающей формационному делению истории.

И хотя в новейшее время культуры всех стран и народов подверглись массированному воздействию индустриализации со всеми сопровождающими ее требованиями, а затем и постиндустриальным влиянием, это не отменяет и других начал в духовном производстве, постоянно сохраняющем свою сложную, многоуровневую и полиморфную структуру.

Такие процессы никогда не охватывают всей системы социокультурной регуляции, а происходят в тех или иных отдельных сферах или ряде сфер при сохранении устойчивых механизмов в стабилизирующих частях общей структуры.

Тенденция архаизации, элементы родоплеменной структуры или военной демократии с соответствующими представлениями, ритуалами, нормами проявляются в структурах преступного мира, в образе жизни и организации вооруженных отрядов и банд в период гражданской войны, в местах заключения, в стихийно складывающихся армейских отношениях («дедовщина», «землячество» и т.

Кризис культуры определяется как ситуация или тенденция разрыва между ослаблением и разрушением прежних духовных структур и институтов и формированием новых, более отвечающих меняющимся требованиям общества.

В зависимости от степени устойчивости духовной структуры кризис может привести к преобразованию или срыву в общественной регуляции.

Такого рода перепады возникают в том случае, если в культуре не сложилось устойчивое ядро, «золотая середина» или прочная структура.

Далеко идущая инверсия приводит к разрушению накопленного ранее позитивного достояния, что приводит рано или поздно к возрождению — или реставрации — прошлого, восстановлению необходимых компонентов духовной структуры, без которых жизнь общества оказывается неполноценной.

Она объясняет социальное содержание, принципы и структуру духовной деятельности, воздействие культурных факторов на экономическую актив ность и политику, на типы социальной организации, место различных слоев и классов в духовной жизни общества, уровни и типы организации духовной жизни и т.

Порой в ходе революционной ломки прежних социальных структур возникают идейно-теоретические и политические течения, утверждающие бесполезность прежнего культурного достояния для нового общества.

Позднее же она превратилась в тенденцию подчинения более развитых, дифференцированных структур общему объединяещему началу в рамках универсалистских ориентации и имперских политических образований.

Государственная культурная политика, ее задачи и структура.

Структура управления культурой.

Структура саморегуляции культуры.

Социальная роль и функции интеллигенции в развитии и сохранении культуры и динамике социальных процессов Место интеллигенции в социальной структуре, современная структура интеллигенции.

Государственная культурная политика, ее задачи и структура

Каждая страна имеет свои административные структуры, призванные содействовать культурному развитию.

Структура саморегуляции культуры

Помимо рассмотренных выше внешних институтов, осуществляющих культурную политику в обществе и воздействующих на ее регуляцию (государство и бизнес), в самой культуре можно выделить структуры ее самообеспечения, более или менее автономные от внешнего влияния.

Эти структуры могут носить самый разнообразный характер, различаясь в зависимости от уровня хозяйственного развития общества.

Однако структура деятельности населения в культурном плане не совпадает с социальной или политической, подчиняясь собственным принципам.

Политические отношения определяются не только соотношением сил или характером социальной структуры, но и сложившимися в обществе духовными принципами, представлениями и ценностями.

; — работа в коммерческих структурах по рекламе и изучению потребительского спроса, налаживанию менеджмента и маркетинга и т.

Социальная теория и социальная структура // Социологические исследования.

Конечно, прежде всего культуроведение — гуманитарная наука, основанная на постижении внутренних закономерностей и структур культуры в ее различных «представительных» вариантах: литература, искусство, язык, мифология, религия, идеология, мораль, наука.

происходило постепенное размежевание между гуманитарно-филологическим комплексом наук о духовной жизни общества и социальными науками, основанными на теоретическом осмыслении его закономерностей, структур и процессов.

Другое важное отличие социальной культурологии заключается в том, что социологический взгляд не ограничивается собственно духовными явлениями, и тем более проблемами художественной культуры, а проникает в культурный подтекст и смысл процессов и событий, происходящих в обществе, таких, как смена технологий и социальных структур, политических систем, революции, реформы, войны и т.

Структура изменений в массовой духовной жизни.

Религиозная культура: Проблема единства человеческого сообщества // Структура культуры и чело-пек в современном обществе.

Социальная структура художественной жизни.

Структура научных революций.

Духовная и социальная структура цивилизации.

Как мы увидим впоследствии, эти идеи проявили свою ограниченность и противоречивость и утратили прежний престиж, но они отложились в определенных компонентах духовной структуры.

СРЕДСТВА И СТРУКТУРА СОЦИОКУЛЫУРНОЙ

Такое положение снижает возможности различных социальных групп надежно разбираться в переплетении социокультурных тенденций, критически воспринимать идущие извне влияния, ориентироваться в сложной обстановке модернизации, введения рыночных отношений, перестройке государственных и социальных структур.

Она всегда должна получать соответствующую институциональную основу (церковь, секта, образование, социальная структура, бюрократический аппарат и т.

Вместе с тем культура — это также процесс и результат духовного производства, что и делает ее существенной частью совокупного общественного производства и социальной регуляции наряду с экономикой, политикой и социальной структурой.

Они рассматривали культуру как подсистему целостной социально-культурной структуры, каждый элемент которой выполняет как бы служебную роль в общей системе: регуляции.

Существует общее функциональное единство общества, выражающееся во взаимосвязи социальных и культурных структур.

Дифференциация функций поддерживается дифференциацией структур, складывающихся в упорядоченную систему.

Методология функционализма неизбежно вела к тому, что объект исследований (этническая общность или городская группа) рассматривался вне исторического времени, как замкнутая система, не изменяющаяся и не развивающаяся, а лишь постоянно воспроизводящая свою собственную структуру.

Кроме того, принцип функциональности не позволяет выяснить, в какой степени узаконены социальные структуры и политические институты, каковы основы существования оппозиции и движений протеста.

В нормативно регулируемых социальных структурах, как их замыслили представители Высокой Теории, не находит места коллективное поведение угнетенных масс или возбужденных толп, освободительные движения, которыми отмечена наша эпоха.

Это прежде всего концепции, направленные против сложившейся социальной структуры и культуры, против институциональной науки.




Главный редактор проекта: Мавлютов Р.Р.
oglib@mail.ru