НЕФТЬ-ГАЗ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА
На главную >>


Теперь на нашем сайте можно за 5 минут создать свежий реферат или доклад

Скачать книгу целиком можно на сайте: www.nglib.ru.

Предложения в тексте с термином "Форма"

Принцип деятельности предстает как собственно человеческий, а не природный или божественный источник происхождения разнообразных форм социальной жизни и продуктов культуры.

Общность этой категории позволяет включить в нее как всякую целесообразную производственную деятельность, направленную на изменение окружающего мира, так и те компоненты поведения, которые делают возможным производство или же предстают как формы отвлечения от производства (в том числе досуг, отдых, игра).

Внедрение культуры, ее поддержание, приучение, включая многообразные формы воспитания и образования,— все эти формы культурной детерминации заключают в себе и элементы принуждения.

И творчество мастеров слова или образа, и исполнительское искусство, и различного рода праздники, зрелища, культурное времяпрепровождение восполняют человеческое бытие и становятся формой проявления разнообразной деятельности, отнюдь не обязательно связанной с совокупным общественным производством.

Культура как многообразие и самобытность различных обществ и как основа многообразия форм жизнедеятельности.

Продукты этого производства существуют не только в сфере сознания — в интеллектуальной или художественной форме.

В процессе разделения труда формируются специализированные формы духовного производства, необходимые для поддержания совокупного общественного производства.

Однако важное отличие этих двух модусов ее социального бытия состоит в том, что культура как продукт духовного производства является регулирующей основой для культуры как формы деятельности вообще.

Хотя никакое общество невозможно без сложившейся определенной культуры, потребовалось длительное время для ее признания как особой сферы регуляции отношений и формы деятельности в ходе трудного и постепенного оттеснения религии и власти.

Однако традиция относится все же к более широкому кругу явлений и применяется к более дифференцированным формам регуляции деятельности, хотя и получает при этом семантическую перегрузку (о чем см.

В основном совпадает по значению с обычаями термин «нравы» как сложившаяся форма регуляции массового поведения.

Общество не безразлично к форме прически, длине волос, бороды, к манере ходить, говорить, пожимать руку, смеяться, смотреть на другого человека.

Они функционируют как морально или юридически признанные формы поведения или мышления, обладающие устойчивым признанием в обществе и пробивающиеся через все ситуационные препятствия и тенденции криминализации общества, через корыстное нарушение индивидами или группами.

В примитивной среде или обществах, где еще не выработаны достаточно дифференцированные и обдуманные формы регуляции поведения, существуют различные табу как непреложный и иррациональный запрет на совершение каких-либо действий.

Каждое общество выполняет разносторонние формы контроля и имеет институты, которые должны соблюдать нормы и вести борьбу против их нарушения.

Во всех культурах существует большая или меньшая степень уважения к этим социальным элементам, что получает выражение как в поведении людей (уважение младших к старшим), так и в формах обращения.

Живой труд и даже в его развитой профессиональной форме обычно имеет низший статус по сравнению с предпринимательством, бизнесом в разных его вариантах.

Замошкин: «Хотя труд в сфере бизнеса открыто признается прежде всего средством обеспечения благосостояния, комфорта, богатства, однако немалое внимание уделялось и уделяется труду в сфере бизнеса как форме самовыражения личности, реализации ею своего внутреннего потенциала.

Но этика бизнеса придает также большую социальную и моральную значимость труду бизнесмена, способствующему процветанию общины, города, страны, обустройству общества, созданию новых рабочих мест, а также необходимых людям продуктов и услуг и вообще более цивилизованных форм жизни.

Несомненно, что практицизм так или иначе присутствует в любой форме деятельности, направленной на получение материальных благ, хотя и остается большей частью подчиненным элементом.

Именно с денежным обращением как наиболее гибкой формой обмена и связаны наиболее сложные системы хозяйства, получающие возможность далеко отделяться от всех других нормативно-ценностных факторов и приобретать высокую степень самостоятельности.

Однако ни в одном обществе такого рода утилитаризм не становится тотальной формой регуляции, он всегда остается встроенным в целостную цивилизаци-онную систему регуляции.

Наиболее распространенной формой стал спорт, поглощающий внимание, время и средства огромного числа людей.

Но вместе с тем всякое общество не только допускало, но и культивировало в определенных сферах и формах любовные отношения, придавая им соответствующую аксиологическую форму.

Это состояние повторяющихся изо дня в день действий и контактов, признаваемых индивидом обычными и своими в отличие от внешних, объективированных, институциональных форм и правил взаимодействия, не зависящих от воли индивида, но воспринимаемых им как обязательное, официальное, а поэтому внешнее.

С повседневной культурой связано и жизнеобеспечение человека в различных формах деятельности, выходящих за рамки профессиональной деятельности, связанной с хозяйственными или политическими институтами.

В среде свободной конкуренции, где позволено все, что не запрещено, где прежние формы регуляции подорваны и привычные институты утрачивают свои функции поддержания порядка, индивид оказывается дезориентированным, погруженным в атмосферу неопределенности; он утрачивает надежные связи со своей социальной группой и испытывает чувство необеспеченности и отчужденности.

В качестве наиболее приемлемого механизма установления такого равновесия он выдвигает конкуренцию, в которой в расчет принимаются как конечная цель (продукт), так и формы ее достижения.

развернулась дискуссия о месте и формах идеологического сознания в жизни общества.

Форма превращения // Философская энциклопедия.

Во-первых, значения — средство, позволяющее человеку дистанцироваться от собственных переживаний и от наблюдаемых явлений, а значит, и вырабатывать совершенно особые форм:ы деятельности.

Значения позволяют вырабатывать гораздо более дифференцированные формы деятельности, соотнесенные с объективными свойствами окружающего мира.

В индустриальном обществе они приобрели форму бумажных символов различного рода.

Электронные деньги, как и электронная информация, вообще принципиально меняют всю технологию финансовых операций и воздействуют на многие формы деятельности и сам образ жизни граждан постиндустриального общества.

Художественная культура как совокупная сфера различных форм искусства.

Социальная функция художественной культуры — выработка ценностных и смысловых элементов культуры в образной форме и их внедрение в отношения, образное освоение широких сфер социального бытия и внутреннего мира человека.

Итак, обобщая приведенные выше положения, мы можем заключить, что культура — это особая сфера и форма деятельности, имеющая свое содержание и свою структуру, а вместе с тем воздействующая на остальные сферы бытия, в том числе на социальные отношения и политику.

Поэтому те формы спасения, которые выделял в своей классификации М.

Среди общетипологических форм спасения М.

Она не только предоставляет доступные формы для выражения классовых и политических интересов, но и сама в концентрированном виде выражает интересы определенной социокультурной общности.

Конечно, в каждой форме поведения присутствует культурный компонент — и даже на войне не обойтись без символики и специфической художественной культуры, хотя бы для того, чтобы создать образ врага, а заодно научиться у него искусству воевать.

Особенно показательны стали процессы сохранения, выживания и возрождения религиозности в бывшем СССР, где государственно-партийная система проводила интенсивную политику по искоренению прежних форм религиозной жизни.

Но на новом этапе мы видим, как распад СССР, получивший обоснование в идеологии демократических сил, привел к росту национализма, принимающего подчас радикальные формы, к ослаблению экономических и политических связей на огромном пространстве бывшего Союза.

Идеология служит как бы мостом от традиционных стереотипов сознания к современным формам мышления.

Идеология в сочетании с партийно-политическими акциями — незаменимое средство воздействия на субъективное состояние масс, на их социальную психологию и поведение, так как именно она может дать концентрированное представление о направлении общественной деятельности, о формах построения общества.

Уже на данном этапе может возникнуть вопрос о том, какой же смысл имеет столь частое и напряженное обращение культуры, в том числе художественной культуры, к проблеме и теме преступления и насилия, и притом далеко не всегда, чтобы явно осудить эти ненормативные формы поведения.

Каган, которому мы обязаны фундаментальными трудами по теории художественной культуры, эта форма деятельности сопрягает в себе и познавательную, и оценочную, и обозначивающую, и коммуникативную функции.

Лишь к Новому времени статус науки становится настолько признанным, что но сравнению с научным знанием другие формы перестают считаться истинными.

Однако это происходит далеко не во всех сферах, и хорошо известно, что религия располагает своей истинностью, что делает ее столь устойчивой и распространенной формой регуляции.

В результате долгого выяснения отношений между специалистами по культурной и социальной антропологии принято относить к обществу ту группу людей, которая живет и действует совместно, вступая в определенные отношения, а к культуре — их образ жизни, формы деятельности, как материальной, так и духовной.

Компенсаторная функция, обеспечивающая различные формы духовной и психологической разрядки и отвлечения от реальных трудностей и отдыха от жизненных проблем.

В структуре духовного производства следует выделить такие основные функции: а) производство новых знаний, норм, ценностей, ориентации и значений; 6) накопление, хранение и распространение (трансляция) знаний, норм, ценностей и значений; в) воспроизводство духовного процесса через поддержание его преемственности; г) коммуникативная функция, обеспечивающая знаковое взаимодействие между субъектами деятельности, их дифференциацию и единство; д) социализация общества через создание структуры отношений, опосредованных культурными компонентами; е) как дополнительная форма социализации выделяется рекреативная, или игровая, культура, действующая в отведенной для нее сфере

Хорошо известно, что, вопреки всем позднейшим изощренным специальным «онаученным» формам выработки и переработки знаний и ориентации, индивиды, социальные группы и общества обращаются к мифо-поэтическим, мистическим и гадательным системам, которые удовлетворяют некоторые субъективные потребности в повседневных ориентациях, необходимых в ситуационных сплетениях, не поддающихся сколько-нибудь эффективному анализу соотношения причин-следствий.

С одной стороны, в этих формах духовного производства имеется свое «наследие», устоявшиеся результаты, признанные знания и ценности.

Общезначимая информация растворяется в живом коллективном опыте и облекается в метафорические формы.

Высшая форма социального управления информацией и ее передачи состоит в том, что задается не готовый образец для подражания и не команда для реализации, а расчлененная программа, рассчитанная на творческое восприятие.

Однако потребность общества в устойчивых, прием-лимых и духовно оправданных принципах жизнедеятельности не может быть удовлетворена официально создаваемыми государством новыми формами культуры, обрядами или нормами, которые неизбежно принимают сильно идеологизированный характер и вызывают отторжение у части общества.

Традиционность в действительности предстала как какая-то форма стабильности и порядка, обеспечивающая выживание огромных масс населения,— в противовес тому разладу, деформации и ломке, которые вели к тяжким бедствиям для огромных социальных групп.

Содержание этого понятия вполне очевидно на уровне описания локальных норм, обычаев, ценностей и форм поведения, речь идет прежде всего о конкретной специфике в этническом варианте.

Как воспитание индивида, так и согласование действий или поддержание общности в целом невозможны без наличия различных форм культурной коммуникации.

Культура обеспечивает иную форму общения — через систему коммуникаций, как обмен информацией посред ством символов и образов.

Без коммуникаций невозможны никакие формы отношений и деятельности.

В наличных формах регуляции действуют те принципы, которые сложились в данной системе в прошлом и которые заложены в ее «памяти», «выходя на экран» тогда, когда регулятивная система обращается к «загруженному» в нее блоку.

Маклуэна, современные аудиовизуальные средства коммуникации ведут к вытеснению всех прежних видов искусства и отвечающих им форм общения.

Новая всеохватная сеть общения создает «глобальную деревню», упраздняет пространство и время и заменяет рационализацию новыми формами мифологии, преподносящими мир как нечто зримое и осязаемое целое.

Этот механизм целенаправленно используется бизнесом, работающим над повышением статусного сознания потребителей, всячески внедряя повышенный спрос на «ритуальную культуру» и ее демонстрируемые формы.

Многие культурологи склонны выделять особую компенсаторную функцию культуры, в рамках которой создаются различные формы отвлечения индивида или временных групп от участия в тех или иных формах материальной или духовной деятельности для того, чтобы отдохнуть от жизненных проблем и целенаправленной активности и получить эмоциональную разрядку.

Раскрытие образного и понятийного смысла классических текстов или современных произведений, предметов старого и нового искусства, ритуалов и форм поведения, значения научных открытий и накопленной информации — непременное условие адекватной ориентации членов общества в окружающем мире.

Важной формой компенсации являются и праздники, на время которых обыденная жизнь преображается и создается обстановка приподнятого настроения.

Совпадая в некоторых отношениях с компенсаторной функцией, игра вместе с тем предстает как особая форма культурной деятельности, оказывающая влияние на многие стороны социальной регуляции.

Но по принципу состязательности могут быть организованы и многие другие формы игровой деятельности: музыкальные и прочие конкурсы, певческие фестивали и т.

Необходимость в устранении или ограничении дис-функциональности знания вызвала к жизни разнообразные формы его сокрытия и ограничения его распространения.

Бегство от «я», и поиски альтернативных форм пер-сонализации.

Формы социализации личности в разной социальной культурной среде.

Конфуцианские принципы утверждали необходимость ограничения эмоций, жесткий контроль разума над чувством и умение выражать свои переживания в строго определенной, принятой форме.

Протест против принуждений коллективной жизни может выглядеть респектабельным по форме, но он ограничен по возможностям и может вести к поражению и изоляции индивида.

Но можно попытаться также снять эмоциональную нагрузку, доводящую человека до невроза, путем различных форм внутренней разрядки.

В любом обществе детей приобщают путем мелких поручений и игровых ситуаций к определенным формам трудовой деятельности, учат быть послушными и уважать старших, знать культуру и мораль своего народа, соблюдать определенные нормы и правила поведения.

Слой и каста как формы культурной дифференциации.

Присущее культуре многообразие, ее способность выполнять разные функции и входить во взаимодействие с различными компонентами делают ее непременной частью не только совокупного производства в целом, но и каждой формы социальной деятельности.

Хотя классовые интересы, несомненно, проявляются и в культурной регуляции, для культуры в целом преобладающее значение имеет совокупная жизнь общества, претворяющаяся в национальных и цивилизационных формах.

Такого рода целостность формируется в различных формах духовной жизни: язык, этика и право, религия, художественная культура и наука.

В каждой из этих форм существует определенная системность, допускающая различные варианты, но отсекающая те из них, которые нарушают функционирование целого.

Выше мы уже рассматривали эти системы как основные формы культуры.

Далеко не всегда перечисленные формы культуры в своей совокупности составляют органичное целое.

Второе обстоятельство заключается в том, что хотя каждому обществу присущи все эти формы, хотя бы и в неразвитом варианте,степень их развития может меняться не только в зависимости от уровня развития самого общества, но и по отношению друг к другу.

» Образование субкультур может выражать общественную потребность в дифференциации духовной жизни и поведения, в выработке более адекватных форм поведения и деятельности, отвечающих либо типу профессии, либо особым социальным условиям, либо новым запросам развития.

ГВажность этнического самосознания позволяет использовать его как основной этнический определитель в переписях и других формах массового статистического учета населения.

Национальное единство Германии утверждалось через сложные процессы культурной и политической интеграции, проходя через этапы воинственного самоутверждения, выразившегося в апологии превосходства «немецкого духа» над культурой других народов,что способствовало активному вовлечению Германии в первую мировую войну, а затем привело к утверждению крайней формы агрессивного национализма в расистской форме в период нацистского режима, закончившегося военным разгромом Германии.

\ По мере социального созревания общества в рамках национальной культуры происходит формирование таких форм общественной регуляции сознания, как право и мораль (отличающиеся от принятого обычая), искусство и литература (как самостоятельные сферы индивидуального творчества).

Всеобщую форму могут принимать и межличностные связи, опосредованные духовными факторами общественного производства (прежде всего, конечно, в мировых религиях).

Более устойчивые формы всеобщности создавались в рамках мировых религий, утверждавших наличие сверхначала — Бога или Закона,— возвышающегося над всеми земными судьбами и существами и управляющего ими в конечном счете.

Всеобщность выступает в форме персонализованного, теистического сверхначала, закона, принципа, нравственной системы, распространяющихся на всех людей.

В развитых культурах ценности и формы сознания обращены к внутренним способностям личности, утверждая возможность интеллектуального и нравственного выбора.

Исходная стабильность, поддерживающая жизнедеятельность основной массы населения в приемлемых для него формах,—условие того, что перемены в более современных секторах жизни могут более успешно не только «взять старт», но и завершиться успехом.

Установление жесткого тоталитарного правления неизменно сопровождалось подавлением развитых форм политической и духовной жизни, стандартизацией различных форм бытия, принудительной гомогенизацией отношений, поведения, менталитета и т.

Социальная культурология рассматривает духовные факторы регуляции социальной жизнедеятельности как самостоятельную и специфическую сферу, хотя и нахо дящуюся во взаимодействии с другими сферами и формами регуляции.

Инновация как изобретение или выработка новых идей, образов, моделей или принципов действия, политических и социальных программ, нацеленных на изменение общественного бытия, выдвижение новых форм деятельности или организации общества, нового типа мышления или чувствования.

Это могут быть и сектантские группы, нарушающие сложившееся «благочиние», затевающие новые пути спасения и отвечающие им формы практического поведения и хозяйственной деятельности.

Речь идет о культуре в ее опредмеченной форме — памятниках, картинах, текстах, изобретениях, преданиях, т.

Заботиться приходится не только о сохранении, но и о восстановлении, возрождении тех форм традиционного творчества, которые утрачены или полузабыты.

Оно играет очень важную роль в тех процессах модернизации, которые влекут за собой ослабление и распад привычных традиционных ценностей и форм социальной регуляции.

Однако основной формой регуляции традиции могут служить только в относительно простых и изолированных коллективах, где практическая и духовная сферы почти не отделены друг от друга и ссылка на заветы предков служит достаточным обоснованием поведения.

Особое значение приобретает обращение к традиции в народных движениях, усваивающих активизирующие ориентации в привычных для них формах сознания.

В качестве отдельного источника культурной динамики следует выделить синтез как взаимодействие и соединение разнородных элементов, при котором возникает культурное явление,течение, стиль или модель социокультурного устройства, отличающееся от обоих составляющих компонентов и имеющее собственное качественное определенное содержание или форму.

Удушение науки проводилось через различного рода антиинтеллектуальную критику, запреты, ограничения, гонения или просто прекращалась ее поддержка как значимой формы деятельности, при этом общество утрачивало и свои творческие потенции.

Схоластическое комментирование классических текстов становилось теперь основной формой интеллектуальной жизни.

Новые формы существования, приводившие к обогащению социальной жизни и культуры, не затрагивают огромных слоев населения.

Неоднозначность духовных процессов в рамках восточных регионов была связана с сосуществованием весьма различных тенденций: это и ослобление течений, аналогичных ренессансным, и: эпигонская подражательность предшествующей литературе, и формирование новых национальных форм художественного творчества.

Каждый компонент социальной жизнедеятельности имеет соответствующие формы организации, т.

Экономика не может функционировать без определенных форм собственности на средства производства, производственных коллективов, организации предпринимателей и трудящихся и т.

Но и в этой среде уже происходит выделение функциональных «должностей» жреца, шамана, гадателя и знахаря, выполняющих особые функции, хотя большей частью «по совместительству» с другими формами деятельности, общими для остальных членов племени.

Фольклор — та форма искусства, которая изначально формируется в процессе досугового общения, трудовой деятельности или же в соответствии со сложившимися обрядами (рождение ребенка, брак, смерть, сезонные праздники) и в которой еще отсутствует четкое деление на исполнителей и слушателей.

дров в различных формах культурной деятельности.

Культура как особая сфера и форма деятельности, связанная с мышлением, занятиями художественной культурой, принятыми нормами поведения и т.

При капитализме рынок становится основной формой материального обеспечения культурной деятельности, хотя рынок был и раньше, и сохраняется в некоторой степени при социализме.

В силу такой заинтересованности все большее развитие получают различные формы финансового участия, Е1клады в художественную культуру через создание культурных центров, музеев, выставок, интерьеров и т.

Различные формы подготовки кадров (начиная со школы) поставляют хозяйственной системе работников, владеющих необходимыми знаниями, умениями и ориентациями.

Праздник — часть организованной; и предустановленной жизни общества, классов, слоев и групп, форма регуляции их деятельности.

И если политика может прибегать к различным формам силового давления на культуру и ее носителей, то и культура располагает своими средствами обратного воздействия: увещевание, критика, осуждение и т.

Противоречия между внешними формами и реальными функциями в культурном общении.

Форма превращеннал//Философ-ская энциклопедия.

Религия и атеизм как формы духовности.

Меценатство и фонды как формы регуляции культурной деятельности и жизни.

Всякие перемены в морали, литературе, искусстве по логике эволюционизма ведут к лучшему/означают развитие как усложнение, обогащение по содержанию, форме и т.

* Идеи эволюции в классической форме проявились в работах социологов Г.

Сторонники первых опирались на свидетельства роста и совершенствования хозяйственных, технологических, научных и политических сторон жизни и отстаивали принципы универсальности и необратимости смены стилей и форм духовной жизни, отражающей поступательное развитие.

Эти положения разрабатывались в основном в рамках культурной антропологии, имевшей дело с обществами, которые, казалось, навеки застыли в своем социокультурном облике, постоянно воспроизводя, но не изменяя свою социальную организацию, формы поведения, материальные и духовные атрибуты быта.

Культура существует и в практически действенной форме, в форме событий и процессов, в которых проявились установки и ориентации участников, т.

Существует разработанная теория символических форм, через которые человеческое сознание поддерживает постоянную связь с окружающим миром.

Все формы общественной деятельности пронизаны символикой.

Ритуалы, портреты, бюсты, лозунги, обсуждения и резолюции могут утратить значимое функциональное содержание и превратиться в условную форму.

Принцип «бытие определяет сознание» использовался для разоблачения «иллюзий»- или «внешних форм», за которыми скрываются лишь частные интересы господствующих классов либо прогрессивные устремления угнетенных слоев, но также подверженные историческим изменениям При таком подходе к творчеству создание каждого мастера или художественное направление оцениваются с позиций принадлежности к тому или иному слою как выражение его «психоидеологии»

Сторонники такого подхода полагают, что культура находится в процессе постоянного изменения и смены своих форм.

Как государство, так и бизнес вырабатывают специфические формы поддержки различных сфер культуры, оказывая в то же время на них соответствующее воздействие.




Главный редактор проекта: Мавлютов Р.Р.
oglib@mail.ru