НЕФТЬ-ГАЗ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА
На главную >>


Теперь на нашем сайте можно за 5 минут создать свежий реферат или доклад

Скачать книгу целиком можно на сайте: www.nglib.ru.

Предложения в тексте с термином "Душ"

Фрейд же открыл бессознательное как самостоятельное, независящее от сознания безличное начало человеческой души: «.

На самом же деле властвует природное безличное начало, которое образует бессознательную основу нашей Души (т.

Миф лежит в самой основе человеческой души, в том числе и души современного человека,—таков вывод Юнга.

Именно миф дает человеку чувство единения с первоосновами жизни, приводит душу к согласию с ее бессознательными архетипами.

Культура и проблема целостности человеческой души.

Напротив, он сам подвластен таящимся в нем бессознательным силам, своего рода «демонам души».

4 По Фрейду, жизнь культурного человека составляет неразрешимое противоречие, ибо человеческая душа разрывается между своей изначальной природой и внедренными культурными запретами.

Вместе с тем, символическое выражение бессознательного необходимо для того, чтобы оградить человека от опасностей непосредственной встречи с «демонами души» (например, от переживания всемогущества и притягательного ужаса смерти («священное») или от беспомощности перед темной стороной собственного Я, т.

«У человечества никогда не было недостатка в могучих образах, которое были магической защитной стеной против жуткой жизненности, таящейся в глубинах души.

Таким образом, культура, по Юнгу, призвана вести не борьбу, а диалог с бессознательным, стремясь обеспечить целостность человеческой души.

Крушение символов означает также утрату символического управление могучими «демонами души», остающимися теперь без присмотра.

Поэтому европейская культура должна измениться, чтобы восстановить утраченное единство человеческой души, что, однако, вовсе не означает погружение в бессознательное и полное подчинение его архаическим мотивам.

Он раскрыл органическую связь культуры и человеческого бессознательного: история культуры и ее символического мира предстала как осуществление бессознательных основ души.

Материальная культура, в другом смысле слова—это человеческое «Я», переодетое в вещь; это духовность человека, воплощенная в форму вещи; это человеческая душа, осуществленная в вещах; это материализовавшийся и опредметившийся дух человечества.

И, наконец, рекреативная функция культуры, которая проявляется в создании способов и учреждений, где человек получает возможность восстанавливать свои духовные силы, обновлять и приводить в норму свой духовный потенциал, проводить своеобразную профилактику своего духовного состояния, то, что обычно называется «очищением души».

Катастрофы находят отклик в душах людей потому, что все мы живем в нестабильном мире, где повседневно и повсеместно происходят реальные катастрофы.

В центре этого мифа представления о божественном происхождении человека, о богочеловеке, о нетленности человеческого духа, о со-вечности природе души человеческой.

В некотором смысле миф вечен, ибо мифологическое измерение присутствует в каждой культуре, а мифологические образы и переживания укоренены в бессознательных основах человеческой души (см.

Исследование мифа как формы культуры и измерения человеческой души занимает важное место в культурологии.

Иными словами, миф есть не что иное, как проекция человеческой души вовне, в космическое целое.

И даже в более позднюю эпоху, когда человек уже вышел из первобытного состояния и стал понемногу овладевать силами своей души, он воспринимал свой самоконтроль как результат помощи богов мудро

Ахилл действительно воспринимает сдерживающее начало своей души: как физически удерживающую его внешнюю божественную силу.

Мифологические ритуалы сплачивали общину и образовывали магический мост, оживляющий в душах связь между миром обыденного и миром священного.

Это не просто космос, а магический космос, в котором все одушевлено и связано со всем мистической сопричастностью и магическим влиянием; здесь не только человек зависит от богов, но и боги зависят от человека, и все они есть лишь элементы космического целого; человеческая жизнь не самоценна, она есть прямое продолжение космической жизни, а внутренняя драма человеческой души воспринимается как результат вмешательства демонов и богов.

Во-первых, миф и его образы сохраняются в человеческой душе.

Подлинный смысл адресован не только разуму, но и неконтролируемым глубинам души и непосредственно (помимо нашего осознания) затрагивает наши чувства и волю.

Смысл не всегда осознается человеком, и далеко не всякий смысл может быть выражен рационально: большинство смыслов таится в бессознательных глубинах человеческой души.

Даже звездное небо или глубины океана принадлежат культуре, поскольку им отдана частица человеческой души, поскольку они несут человеческий смысл.

Если бы не было этого смысла, то человек не засматривался бы на ночное небо, поэты не писали бы стихов, а ученые не отдавали бы изучению природы все силы своей души и, следовательно, не совершали бы великих открытий.

Установление порядка в государстве начинается с овладения собой и наведения порядка в собственной душе.

Но интереса и удивления нет там, где нет культурных смыслов, направляющих умы и чувства многих людей на освоение мира и собственной души.

Когда недеяние достигает совершенства, исчезает сковывающий душу страх смерти.

Однако родившийся здесь художественный стиль «ветра и потока» стал неотъемлемым измерением китайской души и китайской культуры.

Страдания не заканчивались со смертью, ибо душа обретала новую жизнь, возрождаясь в другом теле и потеряв память о прежнем воплощении.

Объединяя и вдохновляя людей, культура дает им не только общий способ постижения мира, но и способ взаимного понимания и сопереживания, язык для выражения тончайших движений души.

Через символы нашему сознанию открывается святая святых культуры — смыслы, живущие в бессознательных глубинах души и связывающие людей в едином по типу переживании мира и самих себя.

Культура как предмет культурологии 15 человек начинает не просто созерцать культурные символы, а оживлять культурные смыслы в собственной душе и собственном творчестве.

Если же человек отворачивается от культурных смыслов, то они умирают, и от культуры остается символическое тело, из которого ушла душа (см.

Древние авторы писали, что взглянув на нее, человек чувствовал, как светлеет и успокаивается его душа.

Жестокость богов несомненна, но они не всесильны: истоком страданий человека являются страсти: и порывы его собственной души.

Еврипид изображает человека таким, каков он есть, выступая как «настоящий исследователь тайников человеческой души» (Куманец-кий К.

Пластический образ полон движения, жизненных стремлений, статуя— «ожившая страсть»: «камень паросский вакханка, но камню дал душу ваятель».

Однако душа человека и его личность (духовное «я») бессмертны.

Но «мудрость мира сего» и истина Духа оказываются несовместимыми, будучи, тем не менее укоренены в одной и той же человеческой душе.

Душа не больше ли пищи, а тело — одежды?

Речь идет о заботе как поглощенности души внешним миром, о зацикленности на вопросах повседневной практической жизни.

Мы не имели бы знакомого нам европейского искусства без характерного для христианства внимания к человеческой душе, ее самым сокровенным внутренним переживаниям.

Приобщение к этому миру, самовыражение и самопознание в нем составляют одну из важнейших потребностей человеческой души.

Поскольку мир, взятый в смысловом измерении есть мир культуры, то философия выступает как осмысление, или, говоря словами Гегеля, теоретическая душа культуры.

Жизнь мирянина была исполнена повседневной мирской заботы, не имевшей ни малейшего отношения с спасению души.

Если изобразительное искусство рококо стремится прежде всего украшать жизнь, театр — обличать и развлекать, то музыка эпохи Просвещения поражает человека масштабностью и глубиной анализа самых затаенных уголков человеческой души.

Основатель этого направления Василий Кандинский считал, что новый абстрактный язык живописи поможет прорваться сквозь внешнее к внутреннему, сквозь тело — к душе, сквозь материальную оболочку вещей — к божественному «звону» духовных сущностей, заполняющих Вселенную.

Кандинскому, «слуга высших целей», который с помощью кисти и карандаша создает «вибрацию» души, приобщая ее к «Духу музыки», Великому Космосу и грядущему Духовному царству.

Распадается, разлетается, превращается в осколки, в кусочки, пятна и блики грубый материальный мир, мир вчерашнего дня, которым задавлена человеческая душа с ее «вибрациями».

Бердяев расценивал подобные творческие эксперименты как выходы художника в «астрал», где живут души, а не живые люди, как «космическое распластование», предвестье катастрофических и великих перемен (Бердяев Н.

Более того, — он врачует его душу, возвращая ей гармонию чувств и разума, уберегая от разрушительных сил Истории.

Kt/льтура и проблема целостности человеческой души б.

Душа после сожжения сохраняла связи с материальным миром, принимая иной образ, вселяясь в новое тело.

Душа России.

Забота церкви о душе, экономические дела — заботы светские.

В нем связываются воедино и религиозные искания русских философов-богословов, и толстовские принципы «непротивления злу насилием», и взгляд Достоевского «на Бога в душе человеческой», и положение Вл.

Соловьева «о душе мира».

Ждановское определение соцреализма опиралось на данное Сталиным — в угоду техническому мышлению эпохи — определение писателей как «инженеров человеческих душ».

Если у Гегеля первичной была логика, то у Шпенглера первичной является внерациональная и несводимая ни какой логике душа культуры.

Логика же, как впрочем и искусство, наука, политика всегда вторичны по отношению к этой душе.

Культура в шпенглеровском понимании — это символически выраженная смысловая целостность (система), в которой естественно (и многообразными способами) реализует себя соответствующая душа: «Культура как совокупность чувственно-ставшего выражения души в жестах и трудах, как тело ее, смертное, преходящее.

; культура как совокупность великих символов жизни, чувствования и понимания: таков язык, которым только и может поведать душа, как она страждет» (Шпенглер О.

С позиции научной строгости можно сколько угодно упрекать Шпенглера за некорректность и метафоричность термина «душа» в разговоре о сущности культуры.

Так вот, шпенглеров-ский термин «душа культуры» есть яркое и в то же время точное выражение того обстоятельства, что основание культуры несводимо к

У каждой культуры есть своя собственная «душа» реализующаяся во множестве индивидуальных жизней.

Душа каждой культуры уникальна и не может быть до конца выражена рациональными средствами.

Каждой великой культуре присущ тайный язык мирочувствова-ния, вполне понятный лишь тому, чья душа вполне принадлежит этой культуре» (Шпенглер О.

Сконцентрировав свое внимание не на «логике», а на «душе» культуры, Шпенглер сумел точно подметить своеобразие европейского мирочувствования, образом которого может служить душа гё-тевского Фауста — мятежная, стремящаяся преодолеть мир своей волей.

Фаустовская душа, чье бытие есть преодоление видимости, чье чувство — одиночество, чья тоска — бесконечность.

Русская культура свидетельствует: при всем разночтении русской души и русского характера трудно не согласиться со знаменитыми строчками Ф.

В то время как «в картине античной души отсутствует элемент воли», «взору фаустовского человека весь мир предстает как совокупное движение к некоей цели.

Итак, в основе каждой культуры лежит душа, а культура — это символическое тело, жизненное воплощение этой души.

«Культура рождается в тот миг, когда из пра-душевного состояния вечно-младенческого человечества пробуждается и отслаивается великая душа.

Культура умирает, когда эта душа осуществила уже полную сумму своих возможностей в виде народов, языков, вероучений, искусств, государств, наук.

Смерть культуры есть исчерпание ее души, когда ее смыслы уже не вдохновляют людей, обращенных теперь не к осуществлению культурных ценностей, а к утилитарным целям и благоустройству жизни.

Душа культуры живет не сама

Основные школы и концепции культурологии 29 по себе, а лишь в душах людей, живущих смыслами и ценностями данной культуры.

Если культура перестает притягивать и вдохновлять человеческие души, она обречена.

538); «Воцаряется мозг, так как душа вышла в отставку» (Там же.




Главный редактор проекта: Мавлютов Р.Р.
oglib@mail.ru