НЕФТЬ-ГАЗ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА
На главную >>


Теперь на нашем сайте можно за 5 минут создать свежий реферат или доклад

Скачать книгу целиком можно на сайте: www.nglib.ru.

Предложения в тексте с термином "Мир"

Наше «Я», стремящееся выжить в мире природы и общества, все время сталкивается с безрассудной силой «Оно».

Для него основа души (бессознательное), хотя и имеет архаическое происхождение, но все же может жить в мире с культурой.

Рушится прежний символический мир, и вместе с ним уходит в прошлое культурное выражение и осуществление архетипов; наступает «ужасающая символическая нищета», в которой жизнь человека обесцвечивается :и обессмысливается.

Он раскрыл органическую связь культуры и человеческого бессознательного: история культуры и ее символического мира предстала как осуществление бессознательных основ души.

В этой культуре, по его словам, «господствующие нравы и обычаи, образ жизни, мышления поддерживали свое единство с Богом как единственную и высшую цель, а также свое отрицательное или безличное отношение к чувственному миру, его богатству, радостям и ценностям» (Сорокин П.

Ее ценности сконцентрированы вокруг повседневной жизни в реальном земном мире.

Структура истолковывается как совокупность отношений, которые остаются устойчивыми на протяжении длительного исторического периода или же в различных регионах мира.

Человечество все снова и снова творит рядом с миром природы второй, измышленный мир.

В отличив от Хейзинги Фише считает игру важнейшим способом реализации человеческой деятельности, не свойственной животному миру.

Духовное состояние современного мира //Новый мир.

Человек создает и использует мир вещей и мир идей, который вращается вокруг него; и его роль — это роль демиурга, роль творца, а место его в культуре — это место центра мироздания артефактов, т.

Он архитектор, строитель и житель того природного мира, который называется культурой мира, «второй природой», «искусственно созданным» обиталищем человечества.

Это тот мир реальностей, который на планете Земля до человека не существовал, реальность, которая возникает, живет и развивается вместе с человеком и которая будет существовать до тех пор, пока будет существовать человечество.

В этом смысле понятно, что как на различных этапах эволюции материальной культуры, так и в конкретно-исторических общественных способах материального производства, складывались различные условия и создавались различные по уровню совершенства средства для воплощения творческих идей и замыслов человека в стремлении улучшить мир и самого себя.

Это функциональная часть культуры, которая задает регламент поведения человека в мире ценностей.

Основным результатом познавательного отношения к миру в культуре является установление смысла и значения содержания артефактов или явлений природы, которые стали объектом культуры.

Таким образом, культура выводит человека из мира животного в мир «homo sapiens», человека разумного, осознающего свое общественно-социальное предназначение.

Мир, в котором живет человек — целостен, он представляет собой сложную систему «природа-общество» и культура функционирует на всех уровнях именно этой системы.

Когда человек начал созидать «собственный мир», когда он стал переделывать природу в «свое» обиталище, в «свой» дом, он сделал первый шаг к разрыву с матерью-природой, породившей его.

Эволюции человека оказалось тесным лоно природы, и он вышел за ее границы, вышел в мир внеприродной реальности, создал мир артефактов, т.

мир культуры и социума.

Европейская культура всегда придавала личностному началу качество безусловности, независимости от других регулятивов общества, устойчивости и целостности личного мира человека.

Миф, очеловечивая и персонифицируя явления окружающего мира, сводит их к человеческим представлениям.

Задача искусства сводится к познанию эстетического, к художественной интерпретации автором явлений окружающего мира.

Искусство обогащает культуру духовными ценностями через художественное производство, через создание субъективированных представлений о мире, через систему образов, символизирующих смыслы и идеалы определенного времени, определенной эпохи.

Они должны стать достоянием внутреннего мира всего персонала компании.

Хофштеде с 1960 по 1980 годы в 70 странах мира.

При этом необходимо ответить на вопрос: в какой мере применим в нашей стране опыт передовых компаний мира?

Известный американский политолог Збигнев Бжезинский любил повторять фразу, которая стала со временем расхожей: «Если Рим дал миру право, Англия — парламентскую деятельность, Франция — культуру и республиканский национализм, то современные США дали миру научно-техническую революцию и массовую культуру».

Истоки широкого распространения массовой культуры в современном мире кроются в коммерциализации всех общественных отношений, на которую указывал еще К.

Среди них главной является иллюзорно-компенсаторская: приобщение человека к миру иллюзорного опыта и несбыточных грез.

Принцип эскейпизма, то есть стремление любыми путями увести реципиента от противоречий реального мира, объявить их несуществующими или заставить о них забыть, прочно занял ведущее место в подобных произведениях.

Идеи расизма, национал-шовинизма пустили глубокие корни в общественном сознании мира.

По всему миру ведутся ожесточенные кампании за создание парадных произведений художественной культуры.

В своей теории Дьюи уходит от материального мира и погружается в субъективные эмоции.

Древние греки создали в искусстве образ героя, который органично существовал с окружающим его миром, художественное творчество XX столетия широко эксплуатирует образ маленького человека, как героя нашего времени.

Катастрофы находят отклик в душах людей потому, что все мы живем в нестабильном мире, где повседневно и повсеместно происходят реальные катастрофы.

В своем основополагающем труде «Мир как воля и представление», завершенном в 1844 году, А.

Сартр в своей работе «Экзистенциализм — это гуманизм» категорически заявлял: «Нет никакого другого мира, помимо человеческого мира, мира человеческой субъективности» (Сартр Ж.

343) А человек — это центр и создатель этого мира.

В мире нет иного законодателя и устроителя, кроме человека.

Он может стать причастным к творческому акту продолжения творения мира.

Культура как смысловой мир человека

Можно сказать, что возникновение и функционирование художественной культуры в определенном смысле есть ответ человека на потребность в равновесии и гармонии с миром.

Приоритет гуманистического содержания художественной культуры необходимым образом связан с развитием субъективности человеческой личности, уделению первостепенного внимания развитию внутреннего мира личности.

«Величайшая красота, которая достигалась в этом мире, — писал Н.

Бердяев, — была связана не с тем, что человечество ставило себе чисто земные цели в этой действительности, а с тем, что оно ставило себе цели за пределами этого мира.

Тот порыв, который влек человечество в мир иной, в этом мире воплощался в единственно возможной, высшей для него красоте, которая всегда имеет природу символическую, а не реалистическую» (Бердяев Н.

Из всего сказанного следует вывод о том, что одной из самых важных задач в современном мире является утверждение во всепла-нетарном масштабе идеи приоритета в нем гуманистического начала, а значит и той формы освоения действительности, в которой это гуманистическое начало отражается наиболее естественно и целостно.

Мир сегодня, действительно, на грани, и возможность его спасения зависит прежде всего от того, успеет ли развитие художественной культуры и заключенной в ней духовности опередить развитие негативных процессов, ведущих к распаду всего, концу истории.

Мир становится антропоцентричным, человек выделяется из природных связей, оказывается включенным в человеческие, неприродные, духовные связи.

Культура как смысловой мир человека В обыденном сознании «культура» выступает как собирательный образ, объединяющий искусство, религию, науку и т.

К числу таких потребностей относится стремление к переживанию своего смыслового единства, с миром.

Есть два крайних полюса, два ценностных отношения к миру— как к «чужому» и как к «своему» (Мещерякова Н.

Поэтому ощущение внутреннего родства с миром сегодня воспринимается как одно лишь из возможных отношений к бытию.

Миф как форма культуры 107 логического мира; мистическая сопричастность - это ассоциативно-психологическая, смысловая связь, воспринимаемая и переживаемая как способ реальной взаимной обусловленности вещей и явлений.

Отсюда можно сформулировать определение мифа: миф это способ человеческого бытия и мироощущения, целиком основанный на смысловом породнении человека с миром; человек здесь воспринимает психологические смыслы в качестве изначальных свойств вещей и рассматривает и переживает явления природы как одушевленные существа.

Миф и не призван давать объективную картину мира, он призван придавать миру смысл, и это свое предназначение успешно выполняет.

Ведь и жест, и ритуал, и слово магически связаны с миром грозных божественных сил, они могут вызвать их гнев, а могут и усмирить их.

Далее, когда мы говорим о культуре, то имеем в виду не какой-то отдельный творческий акт человека, но творчество как универсальное отношение человека к миру.

Понятие культуры обозначает универсальное отношение человека к миру, через которое человек создает мир и самого себя.

Каждая культура — это неповторимая Вселенная, созданная определенным отношением человека к миру и к самому себе.

В мифе человек магически овладевал миром, но не следует думать, будто это приносило ему свободу.

Иными словами, изучая различные культуры, мы изучаем не просто книги, соборы или археологические находки, — мы открываем для себя иные человеческие миры, в которых люди и жили, и чувствовали иначе, чем мы.

Мифологические ритуалы сплачивали общину и образовывали магический мост, оживляющий в душах связь между миром обыденного и миром священного.

Как реализуется универсальное отношение человека к миру?

Отношение человека к миру определяется смыслом.

Теперь мы можем уточнить определение мифологического мира.

И если он рано или поздно начинает уходить в прошлое, то причиной этого является вовсе не накопление знаний (ибо миф сам программирует, как интерпретировать мир и какие знания накапливать).

Человек по-прежнему сохраняет потребность в смысловом по-роднении с миром и отождествляет себя с природой, но он перестает обожествлять непосредственную жизнь природы, слепую игру ее стихийных сил.

роли:: быть посредником в отношениях человека с миром и с самим собой.

Именно смысл определяет, что мы ищем и что откроем в мире и в самих себе.

Однако покинув первобытность, Восток не преодолел мифологического способа отношения человека к миру.

Мир древних восточных культур — это магический космос, в котором человек чувствует себя лишь подчиненной частою.

Дух здесь тоскует и рвется наружу из подавляющего его мира, но даже в бунте он оказывается внутренне связан в выборе своих путей.

На вершинах восточной мудрости свобода выглядит как тотальное отрицание внешнего мира, от которого пытаются укрыться, растворившись в вечном потоке жизни или обрести внутри себя покой, где нет ни страха, ни надежды.

Ранние деспотии в Месопотамии //История Древнего мира: Ранняя древность.

Человек наделяет этими смыслами весь мир, и мир выступает для него в своей универсальной человеческой значимости, А другой мир человеку просто не нужен и неинтересен.

Например, если мы рассмотрим традиционные верования древних китайцев, как они отразились в фольклоре и классической литературе, то увидим, что мир небесных духов управляется по тем же принципам, что и земное государство; здесь есть не только свой суд, но и свои чиновники и свое делопроизводство (См.

Культура Древнего Египта //История Древнего мира: Ранняя древность.

Таким образом весь мир превращается в носителя человеческих смыслов, в мир культуры.

Теоретическая мысль рождается не сразу, и чтобы она появилась, нужен интерес человека к загадкам мира, нужно

Культура предстает перед человеком как смысловой мир, который вдохновляет людей и сплачивает их в некоторое сообщество (нацию, религиозную или профессиональную группу и т.

Этот смысловой мир передается из поколения в поколение и определяет способ бытия и мироощущения людей.

Человек христианского Запада ищет свободу через духовное воспарение над миром природы и общества.

В основе каждого такого смыслового мира лежит доминирующий смысл, смысловая доминанта культуры.

Смысловая доминанта культуры — это тот главный смысл, то общее отношение человека к миру, которое определяет характер всех остальных смыслов и отношений.

Весь эмпирический мир с его исступленным буйством природных стихий и жестким кастовым делением (когда люди неравны не только перед обществом, но и перед богами) воспринимался тонко чувствующим человеком как наваждение, не несущее ничего, кроме разочарования и страданий.

Объединяя и вдохновляя людей, культура дает им не только общий способ постижения мира, но и способ взаимного понимания и сопереживания, язык для выражения тончайших движений души.

Мир виделся мудрецам как нескончаемая цепь страданий и воплощений, и сотни аскетов-отшельников уходили в леса, стремясь через самоограничение и истязание плоти внутренне вырваться из удручающих пут жизни.

Буддизм как мировая культурная традиция начинается с того момента, когда Гаутама захотел сделать свое просветление всеобщим достоянием и начал свою проповедь (см.

Если весь чувственный мир — мир страстей и привязанностей — есть лишь порабощающее человека наваждение, то надо внутренне вырваться из него, освободиться из-под власти кармы, обрекающей на все новые и новые рождения.

Только эта страсть не привязывала человека к миру, а, напротив, вырывала из него, уничтожая истоки всякой привязанности.

Разве сам человек изнутри не подчинен всецело этому миру?

Смысл учения Будды Гаутамы можно выразить так: освобождение обретается в нирване — внутреннем состоянии, где угасают все чувства и привязанности, а вместе с ними — и весь открывающийся человеку мир.

Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны понять, в чем выражается и закрепляется смысловой мир культуры.

Но сам Будда отказался сразу же после просветления навсегда покинуть этот мир, ибо счел своим долгом указать другим людям путь к спасению и свободе.

Смерть, царящая в этом мире, не освобождала от него, а напротив, бросала в новое воплощение, в новое страдание.

Если простой знак - это, так сказать, дверь в предметный мир значений (образов и понятий), то символ есть дверь в непредметный мир смыслов.

Через символы нашему сознанию открывается святая святых культуры — смыслы, живущие в бессознательных глубинах души и связывающие людей в едином по типу переживании мира и самих себя.

Универсальность и гибкость буддизма позволили ему распространиться по всему миру.

Искусство Древнего мира.

Переход к культурному состоянию не означал разрыва с природой, а лишь был дополнением «природного» существования индивида теми чертами, которые характерны для мира культуры.

С другой стороны, это повествование о подвигах культурных героев, о созидании мира материальной и духовной культур.

Позднее персонажи ранних мифов осушают землю, засевают поля, добывают огонь, плетут рыболовные сети, проводят дороги, словом, создают мир культуры.

Принципы символического построения произведения лежат в основе китайской живописи и поэзии, воссоздающих в образной форме миниатюрные модели мира.

Потребность в символизации искусства развивалась в Древнем Китае на основе традиции восприятия мира как сложного и изменчивого космоса.

Еще древнейшая Книга перемен — «И цзин» — провозгласила дуалистическую структуру мира и выразила ее суть символически, как взаимодействие мужской, солнечной, активной силы — ян и женской, темной, пассивной — инь.

Солнце подобно смерти, разрушает мир, отмеряя его днем и ночью.

Если же человек отворачивается от этих символов, то символический мир превращается в мертвую предметную оболочку.

Поэтому нельзя определять понятие культуры только через символы, нельзя явно или неявно отождествлять культуру и символический мир.

Однако эта формула будет верна постольку, поскольку мы помним, что культура сама есть продукт человеческого творчества: именно человек через культуру открывает и изменяет мир и самого себя (см.

Искусство Древнего Мира.

Но усвоив опыт Египта и Вавилонии, греки определили собственный путь как в развитии новых социально-политическйх отношений, философских поисков, так и в художественно-эстетическом подходе к миру.

«Вступая в мир Греции, мы чувствуем, что на нас веет родным воздухом, — это Запад, это Европа», — писал А.

Космос по-гречески — это не только мир, Вселенная, но и украшение, порядок, мировое целое, противостоящее Хаосу упорядоченностью и красотой.

Уже в самом общем подходе к миру, природе, космосу античный грек утверждал эстетические категории, тесно связанные между собой, пронизывающие всю античную культуру и: получившие особое развитие в искусстве — красота, мера, гармония.

Красота, прекрасное, согласно чтимому греками Аристотелю, объективно существует в настоящем мире, в ее основе лежат характеристики онтологического порядка: соразмерность, определенность, ограниченность и единство в многообразии.

Но тело, совершенное и прекрасное само по себе, было лишь частью гармоничной личности античного мира.

Он был способен на героические самопожертвования, но умирая, жалел о том, что приходится оставлять этот прекрасный мир.

Но не с реальным человеком — для этого составляющие храма слишком велики, здание «предполагало» героя, титанического человека, оно возвышает человека и приобщает его к миру высоких и могучих явлений.

Наиболее ярким выражением античного агона стали знаменитые Олимпийские игры, которые Греция подарила миру.

Природа в Олимпии как бы проникнута духом мира и благоденствия, который устанавливался на время Олимпийских игр.

Конечно, здесь главным является не изображение окружающего мира и не передача впечатлений от него, а создание нового изделия, действие человеческих рук, претворяющих природный материал в новую вещь, не существующую в природе.

Над поэтическим видением мира возобладал анализ и арифметический расчет, и это означало, что человеческий разум становится более независимым от природы.

Гомер как бы пытается передать слушателям видение давно исчезнувшего мира.

Усложняется мифологическое осмысление эллином мира.

наметился переход к качественно новому осмыслению мира и новых форм его художественного выражения.

Тяжелые испытания разрушают старые представления, рождается новое отношение к миру, который не казался уже простым и ясным.

Новые традиции сказываются даже в архитектуре—искусстве, отражающем, как известно, мир опосредованно.

В образах Скопаса выражается новое отношение греков к миру, утрата его ясности и гармонии.

И в этом мире, утверждает поэт: «одно лишь из двух остается нам, смертным, на выбор: иль не родиться совсем, или скорей умереть» (Греческая эпиграмма.

на самоограничении мир, вдруг врываются экстатические звуки дионисического торжества в его все более и более манящими волшебными напевами.

И этот необъятный мир с возникавшими и распадавшимися буквально на глазах огромными державами был лишен гармонии и управлялся не понятными и знакомыми олимпийскими богами, а капризной и своенравной богиней судьбы Тюхе.

Мир был новый, и его необходимо было познать, понять и выразить в художественных формах.

ведущее значение в античном мире приобретает римское искусство.

Во всем древнем мире архитектура не имеет себе равной по высоте инженерного искусства, многообразию типов сооружений, богатству композиционных форм, масштабу строительства.

Так называемый «римский мир» — время затишья классовой борьбы в период правления Августа (27 г.

Образ человека, утратившего этический идеал в самой жизни, утратил гармонию физического и духовного начала, характерную для античного мира.

1, Противоречие между Духом и миром

Но для древних евреев наличный космос был миром изгнания и плена.

Люди нуждались в надежде, и дать ее мог лишь Бог, который сам был творцом мира и властелином космической судьбы.

Все одушевляется, и природа выступает как мир грозных, но родственных человеку мифологических существ—демонов и богов.

Возвышая человека как свободное и богоподобное надмирное существо, христианство не может освободить человека от необходимости жить и умирать в мире, где нет справедливого воздаяния за добро и зло.

Аверинцева) Идеология поздней Римской империи //История Древнего мира.

Более того, онооделало возможным духовную общность людей, принадлежащих самым разным расам и национальностям, ибо христианский Еюг стоит над внешними различиями и распрями этого мира, и для него, по словам апостола Павла, «.

Противоречие между Духом и миром

Отсюда знаменитый рефрен христианства, выраженный словами Иисуса, говорящего о своих учениках: «Они не от мира, как и Я не от мира» (Ин.

мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира», — говорит ап.

Однако это будет абсурдом лишь с точки зрения «мудрости мира сего», которая, по словам ап.

Речь идет о заботе как поглощенности души внешним миром, о зацикленности на вопросах повседневной практической жизни.

Христианство ликвидировало смысловую пропасть между «естественным» и «искусственным», ибо мир предстал как творение всемогущего и свободного личного Бога (CJH.

Приобщение к этому миру, самовыражение и самопознание в нем составляют одну из важнейших потребностей человеческой души.

Аверинцева) Идеология поздней Римской империи //История Древнего мира.

Таким образом, философия выступает как теоретическое мировоззрение и выражает человеческие ценности, человеческое отношение к миру.

В условиях тяжелой и скудной жизни, на фоне крайне ограниченных и чаще всего малодостоверных знаний о мире, христианство предлагало людям стройную систему знаний о мире, о его устройстве, о действующих в нем силах и законах.

Добавим к этому эмоциональную притягательность христианства с его теплотой, общечеловечески значимой проповедью любви и всем понятными нормами социального общежития (Декалог), с романтической приподнятостью и экстатичностью сюжета об искупительной жертве, наконец, с утверждением о равенстве всех без исключения людей в самой высшей инстанции, чтобы хотя бы приблизительно оценить вклад христианства в мировоззрение, в картину мира средневековых европейцев.

В его сознании мир виделся как своеобразная арена противоборства сил небесных и адских, добра и зла.

Поскольку мир, взятый в смысловом измерении есть мир культуры, то философия выступает как осмысление, или, говоря словами Гегеля, теоретическая душа культуры.

Наука имеет своей целью рациональную реконструкцию мира на основе постижения его существенных закономерностей.

Духовное состояние современного мира //Новыймир.

Пытаясь примирить веру и разум, строя картину мира на основе доступных им знаний и с помощью христианского догматизма, культура средних веков создала новые художественные стили, новый городской образ жизни, новую экономику, подготовила сознание людей к применению механических приспособлений и техники.

Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства.

К 1517 году Колумб и другие первооткрыватели возвестили эру океанической цивилизации, в которой главными путями мира стали океанские дороги.

Два богатых континента западного полушария были открыты для освоения «старым миром».

Гуманизм как принцип культуры Возрождения и как широкое общественное течение базируется на антропоцентрической картине мира, во всей идеологической сфере утверждается новый центр— могучая и прекрасная личность.

Художественное произведение наиболее полно выражало и идеал гармонически организованного мира и место человека в нем.

Его характеризует интерес к внутреннему миру человека, наделенного чертами мощной индивидуальности.

Искусство Возрождения стремилось познать и отобразить реальный мир, его красоту, богатство, разнообразие.

Мир дан человеку, и так как это — малый мир, то в нем драгоценно все, каждое движение нашего тела, каждый завиток виноградного листа, каждая жемчужина в уборе женщины.

При перспективном построении вся картина превращается как бы в окно, через которое мы глядим в мир.

Но к нему прибавляется нечто новое: одухотворенность, психологизм, стремление к передаче внутреннего мира человека, его чувств, настроений, состояний, характера, темперамента.

Поскольку пантеисты считали, что в каждой частице мира есть частица Бога, то делали вывод: каждый кусочек природы достоин изображения.

Реформация изменила смысловой мир христианства и заложила основы христианской культуры нового типа.

Католическая культура западноевропейского Средневековья была своеобразным компромиссом между греховными условиями «мира» и надмирным максимализмом Духа.

13' личество благодати церковь дарует мирянам, но не всем, а тем, кто в своей мирской жизни придерживается религиозных правил и поддерживает усилия церкви по спасению всего мира.

Поэтому Лютер нашел себе союзников и среди сильных мира сего.

Как представитель Бога смертный человек исполняет власть над миром, как если бы она принадлежала ему по праву.

Кальвин стремился придать протестантизму суровый облик своего рода «монашества в миру» и взялся за руководство практическим воплощение протестантской этики в повседневную жизнь города Женевы (см.

Задача культурологии — это осуществление диалога культур, в ходе которого мы приобщаемся к иным культурам, иным смысловым мирам, но не растворяемся в них.

Отрицание свободы воли на бого-словско-философском уровне оборачивается утверждением практической свободы человека и в делах мира и в делах церкви.

Это позволяет приникать в жизненный мир иных культур, осуществлять диалог с ними и таким образом обогащать и глубже постигать свою собственную культуру.

Зримым воплощением «лучших миров» для людей эпохи Просвещения были сады и парки.

Как и в утопиях, в них конструировался мир, альтернативный существующему, отвечавший представлениям времени об этических идеалах, счастливой жизни, гармонии природы и человека, людей между собой, свободе и самодостаточности человеческой личности.

Эта модель превращала человека в часть более высокого мира торжественной героики и высших религиозных, идейных и этических ценностей.

Сентиментализм был обращен прежде всего к внутреннему, личному, интимному миру человеческих чувств и мыслей, а потому не требовал особого стилистического оформления.

Неудержимые искания истины приводят Кандида сначала к прекраснодушному оптимизму («все к лучшему в этом лучшем из миров»), основные положения которого Вольтер вложил в уста ученого-всезнайки Панглосса, а затем к уны

Царство техники — особая форма бытия, возникшая совсем недавно и заставившая пересмотреть место и перспективы человеческого существования в мире.

Главное — осознание новых реальностей: универсального характера жизненно важных процессов, взаимодействия и взаимозависимости культурных регионов, общности участи человечества в современном мире, т.

Духовное состояние современного мира//Новый мир.

Ее лицо столь же напряженно обращено к иной культуре, к своему бытию в иных мирах, сколь и внутрь, вглубь себя, в стремлении изменить и дополнить свое бытие».

Реальным примером консолидации различных культурных миров является союз, сформировавшийся к исходу XX века в Европе между европейскими нациями.

Многие из них отвергали методы социально-политического радикализма в изменении жизненного уклада, но все они были ярыми приверженцами духовной революции, которая, по их мнению, неизбежно рождалась из кризиса старого мира.

Они с необыкновенной точностью, даже педантизмом живописуют мир, где человек и прочие твари подвластны священным, но смутным, недоступным полному пониманию законов, они ведут опасную для жизни игру, выйти из которой не в силах.

Непонимание и страх образуют этот мир, богатый населяющими его существами, богатый событиями, богатый восхитительными поэтическим находками и глубоко трагичными притчами о невыразимом.

Видеть, что в мире нет и не может быть никакой надежды.

Он учит человека смотреть на мир открытыми глазами, не смиряясь и не покоряясь судьбе.

В вихревом, космическом столпотворении цветовых пятен, линий, геометрических фигур и абстракций художник создавал образ незнакомого мира, где все смешалось со всем и, теряя привычную плоть, легко и звонко звучало видимой глазу музыкой.

Распадается, разлетается, превращается в осколки, в кусочки, пятна и блики грубый материальный мир, мир вчерашнего дня, которым задавлена человеческая душа с ее «вибрациями».

Другой ведущий представитель абстракционизма—Казимир Малевич, реформируя язык живописи, заявлял о своем мессианстве, о намерении создать новый образ мира и более того — новый мир.

Сдвинутый, перекошенный неузнаваемый мир на его полотнах то цепенеет, то корчится в конвульсиях.

А с другой стороны, реалии окружающей действительности вторгаются в его художественный мир и начинают жить в нем.

Мир ясной гармонии — разрушился, распался, смешался в беспорядке.

Какими бы разными ни были «миры» П.

Всякого рода «измы» и «арты» модернистской живописи являют нам образ расколотого, вздыбленного мира, чья фрагментарность и есть его порядок.

Крэг настойчиво советовал режиссеру искать источники вдохновения не столько «внутри театра», сколько «вне мира театра »: речь идет,— пояснял он,—о природе.

Крэг впервые заявил, что режиссер обязан материализовать в сценическом пространстве свое видение не конкретного произведения драматурга, а всего его творчества, воспринимая его как целостный мир взаимодействующих образов и взаимосвязанных коллизий.

Чтобы окончательно исключить внутренний мир человека как материал для актерского творчества, В.

Фасбиндер демонстрирует сумрачный мир, в котором позволяет себе любую безвкусицу, выражая самые изощренные и парадоксальные мысли в границах затасканных и ничтожных сюжетов.

Культура как смысловой мир человека

В наше время, — считал он, — истинной является такая музыка, которая передает чувство растерянности индивидуума в окружающем мире и полностью отгораживается от каких бы то ни было социальных задач.

От Ренессанса к Просвещению перешла великая мысль о том, что человек есть творческое существо, способное изменять мир и созидать самое себя.

Он попытался привнести в безыдейное к тому времени общество новую сверхидею: сегодня подлинного художника в мире окружают враги.

Оно дало миру вершины художественных достижений, вошло неотъемлемой частью!

Когда с ростом Римской державы изменилась карта мира и римские города-крепости распространились до Приазовья, Поднепровье оказалось подготовленным к восприятию элементов римской культуры.

У них были выработаны известные представления о земном и загробном мире, сложились строго соблюдаемые ритуалы, и когда завершился процесс этногенеза, формирования древнерусской народности, эти культурные достижения прошлого не были забыты.

Язычество — это религиозная форма освоения человеком мира.

Человек жил в мифологической картине мира.

Они считали воду стихией, из которой образовался мир.

Славяне верили в потусторонний мир.

Смерть воспринимали не как исчезновение, а как переход в подземный мир.

В первом случае предполагалось, что после смерти жить остается душа, в другом допускалось, что они продолжают жить, но в ином мире.

Душа после сожжения сохраняла связи с материальным миром, принимая иной образ, вселяясь в новое тело.

На третьем этапе развития языческой религии появляется «Бог богов», удаленный от мира.

Таким образом, геополитическое пространство Древней Руси находилось на стыке различных миров.

Это образ жизни, определенная система идей, верований, представлений о человеке, его месте в мире.

Она стремилась войти в этот мир.

Русь была включена в европейский христианский мир.

С этого времени она считает себя частью этого мира, стремясь играть в нем видную роль, всегда сравнивать себя с ним.

Принятие новой религии помогло установить политические, торговые, культурные связи со странами христианского мира.

Этот сюжет — мировая история.

С падением Константинополя в 1454 году Русская православная церковь постепенно обретает самостоятельность и одновременно отдаляется от западного христианского мира.

Она принимает миссию спасения, возрождения и распространения по миру православия.

Бог правит миром:.

Это позволяло восстановить связь с европейским православным миром, привязать Россию к Европе духовно и тем самым расширить возможности для влияния в христианском мире; введение единообразия в церковной службе по всей стране, так как на местах богослужение велось по-разному, наличествовали черты языческих культов.

Русская православная церковь сблизилась с православным миром.

Интерес к всемирной истории, стремление определить свое место среди народов мира вызвали появление хронографов — своеобразной всемирной истории того времени.

Таким образом, период XIV-XVII веков — это время складывания великорусского этноса и его основных стереотипов в сознании, самоопределения русской церкви, обретения ею своего места на культурной карте мира.

Взамен старого летоисчисления — «от Сотворения мира» — с 1 января 1700 года введено летоисчисление «от Рождества Христова».

Боровиковский в портретах с помощью приемов сентиментализма обратился к духовному миру человека.

Поэтому и гегелевская абсолютная идея (мировая культура) рано или поздно останавливается в своем развитии: мировой дух развернет в истории всю полноту своих определений, и сольётся сам с собой в созданном им совершенном культурном мире.

«Век» продолжался недолго — около двадцати лет, но он дал миру замечательные образцы философской мысли, продемонстрировал жизнь и мелодию поэзии, воскресил древнерусскую икону, дал толчок новым направлениям живописи, музыки, театрального искусства.

В переходные периоды закономерно возникают пессимистические настроения, крепнет чувство наступления конца мира.

И на «стыке» двух веков Россия с особой щедростью дарит миру таланты.

В 90-е годы ощущение замкнутости мира, оставленного времени, жесткой регламентации правилами, нормами, законами начинает ослабевать.

Представители творческой интеллигенции, подвергая критическому осмыслению существовавшие ранее художественные принципы, искали иных способов освоения мира.

К концу 90-х годов журнал Сергея Дягилева «Мир искусства» и организованное при деятельном участии Брюсова издательство «Скорпион» образ;уют прочную основу для деятельности модернистов.

Материальный мир — только маска, сквозь которую просвечивает иной мир духа.

Материальный мир рисуется как нечто хаотическое, иллюзорное, как низшая реальность по сравнению с миром идей и сущностей.

Соловьева «о душе мира».

Внутренний мир личности для них — показатель общего трагического состояния мира, в том числе «страшного мира» российской действительности, обреченного на гибель, резонатор природных исторических стихий, вместилище пророческих предощущений близкогообновяеязш.

Поиски новых форм выражения внутреннего мира человека воплотились в два новых постсимволических течениях: акмеизме и футуризме.

Объединившись в группу «Цех поэтов», они примкнули к журналу «Аполлон», противопоставили мистическим устремлениям символизма к «непознаваемому» «стихию естества», декларировали конкретно-чувственное восприятие «вещного мира», возврат слову его основного, изначального смысла.

Врубелевская мечта о красоте, которую так трудно было найти в окружающем его мире, полном безысходных противоречий, и врубелевская фантазия, переносящая нас как бы в иные миры, где красота, однако, не освобождается от болезней века,—это воплощенные в красках и линиях чувства людей того времени, когда русское общество жаждало обновления и искало путей к нему.

Изображая Демона или принцессу Грезу, сказочную Царевну Лебедь или Пана, он дает своих героев в мире, словно созданном могучей волей мифа.

Развитие этих процессов идет от начала 90-х годов, от образования «Мира искусства».

Развиваются ставшие известными всему миру школы русского авангарда, в основе которых лежит творчество В.

История определила страстное неприятие окружающего мира, буржуазной культуры и цивилизации,радикальное отрицание порядков современного мира и интуитивное предвидение наступления нового времени.

Луначарскому удалось в двадцатые годы перекинуть «временный мост» между революцией и миром русской интеллигенции.

Никогда в прошлом и нигде в мире у произведений искусства не было такой широкой, такой массовой, под

Музыкальное искусство всего мира не знает другого такого сочинения, которое получило бы столь могучий общественный резонанс.

Нерешенность этих проблем не могла не сказаться и на духовном мире человека, ставшего свидетелем, а часто и прямым виновником нарушения экологического баланса в природе.

Заметным явлением художественной жизни тех лет явилась деятельность журнала «Новый мир» под руководством А.

Культура восьмидесятых годов отличается наметившейся тенденцией дать новую концепцию человека и мира, где общечеловеческое гуманистическое значимее, чем социально-историческое.

Таким образом, ключевая проблема художественной культуры восьмидесятых годов, связанная с самосознанием личности в ее отношениях с миром природы и миром людей в стилевом выражении обозначилась движением от психологизма к публицистичности, а затем к мифу, синтезирующему стили разных эстетических ориентации.

По инициативе ИКОМОС принят ряд документов по совершенствованию памятников охранного дела в мире.

Поэтому так трудно вникнуть во внутренний мир людей иной культуры, понять природу их символов, чувств, верований: «.

Суть монашеской жизни заключалась, прежде всего, в отречений от мира и низменных его страстей.

Келья и молитва открывают иноку новый божественный мир жизни, который делает его счастливым.

Она оказывала огромное влияние через паломников на окружающий монастырь внешний мир.

Говоря о церковном возрождении, необходимо заботиться и о том, чтобы наша церковь являла миру и ту красоту, которой она обладала в полной мере всегда.

Ломоносова в Холмогорах известна всему миру своими уникальными мастерами.

Такова судьба всех культур, которые рождаются в этот мир из таинственного хаоса душевной жизни.

Преходяща любая мысль, любая вера, любая наука, стоит только угаснуть умам, которые с необходимостью ощущали миры своих «вечных истин» как истинные» (Там же.

Шпенглер менее всего «моралист от культуры», отрицающий цивилизацию как таковую, но Шпенглер и не «человек цивилизации», способный откинуть в сторону старый «культурный хлам» ради того, чтобы уютно чувствовать себя в мире обыденных забот и прагматически ориентированной рациональное™.

И эта оценка Бердяева тем более актуальна, что сегодня она с полным правом может быть отнесена ко многим мыслителям XX века, чувствующим трагедию культуры в чуждом ей мире цивилизации.

По Бердяеву, д;рх есть такое внерациональное начало в человеке, которое выводит его за пределы необходимости, ставит человека «пату сторону» предметного мира, «по ту сторону» рационального мышления.

Основные школы и концепции культурологии 31 сюсторонен, укоренен в этом мире.

Духовное состояние современного мира //Новыймир.




Главный редактор проекта: Мавлютов Р.Р.
oglib@mail.ru